Центробанк РФ озаботился популяризации электронных полисов ОСАГО. Стало известно, что регулятор страхового рынка официально рекомендовал «страховому сообществу», начиная с марта 2016 года, предоставлять в ЦБ данные о подключении этой услуги. Дело в том, что с момента полноценного запуска системы интернет-продаж полисов ОСАГО в октябре 2015 года к ней соизволила подключиться лишь меньшая часть страховых компаний – всего 14 из 81, имеющей лицензию на работу с ОСАГО. Российский союз автостраховщиков (РСА), конечно, пытается создать видимость, что «электронное ОСАГО шагает по стране», однако факты говорят об обратном.
Статистика утверждает, что сейчас через интернет продается всего лишь 2% полисов обязательного автострахования. И новые страховые компании не спешат приходить в эту нишу. Чтобы подвигнуть их на такой шаг ЦБ, для начала, обязал страховщиков представлять ему сводки «об оказании услуги заключения договоров ОСАГО в электронном виде, о мерах, направленных на ускорение внедрения услуги». Электронное ОСАГО страховщикам банально не выгодно. Нюанс в том, что когда человек покупает полис ОСАГО через интернет, а не в офисе компании или у страхового агента, невозможно «впарить» ему кучу абсолютно не нужных дополнительных страховок типа, от падения метеорита, от вспышки ящура в соседнем подъезде, или внезапной смерти любимой собачки и т.п.
Когда водитель покупает ОСАГО через интернет, он, в отличие от страхового агента не «ошибется», внося свои паспортные данные в базу данных РСА. Не секрет, что методом «ой, наша машинистка перепутала номер вашего паспорта» нечистоплотные страховщики пытаются порой «привязать» водителя именно к своей компании. С другой стороны, если электронное ОСАГО наберет обороты и станет основным способом покупки полисов «автогражданки» у страховых компаний отпадет полностью возможность вразумительно объяснить кому бы то ни было: с какой это радости они оставляют себе 23% от выручки за проданные полисы ОСАГО.
Именно такой процент нынешнее законодательство разрешает им оставлять себе «на ведение дел». На этом основании они радостно называют эти 23% убыткам(!) и не учитывают в прибылях компаний. А если полисы ОСАГО станут, фактически, продавать компьютеры, а не люди, рано или поздно тот же ЦБ или Госдума спросит у «игроков страхового рынка»: ну-ка, ну-ка, расскажите-ка поподробней, что там у вас с реальными расходами на ведение дел, а? И все, придется расставаться с жульническими 23%...