Назревающая очередная реформа ОСАГО обернулась для тысяч, если не десятков тысяч, законопослушных автовладельцев неожиданными проблемами. Страховые компании, борясь с «автоюристами», ввели в свою практику продажу полисов «по прописке». Иными словами, россиянин, живущий, работающий и ездящей на своем авто по Первопрестольной, но не зарегистрированный в ней, «автогражданку» приобрести не может. А значит вынужден или поставить свое авто на прикол, или ехать за документом в родной Новосибирск. А ведь еще совсем недавно все было с точностью наоборот. Страховые компании устраивали «веселую жизнь» автомобилистам прочих регионов России, но, похоже, очередь дошла и до московских жителей.
О «подарочке» страховщиков стало известно буквально на днях, когда у журналистки «Московского комсомольца» закончился полис ОСАГО и она пошла приобретать новый — как и год назад в ближайший офис страховой компании, оказавшейся «РЕСО-Гарантия». Однако в этот раз сделка не состоялась. Сотрудница, услышав, что потенциальная покупательница полиса имеет регистрацию не в Москве, а в Нижнем Новгороде, повела себя крайне странно. Она сообщила, что продать вот прямо сейчас полис не может! Оказывается, каким-то непонятным распоряжением руководства компании, для иногородних введен иной порядок заключения подобных договоров — в течение (а точнее — через) 30 дней с момента обращения.
Дико удивившись, коллега обратилась в офис другого страховщика — «МАКС», потом третьего и четвертого — «Ингосстрах» и «АльфаСтрахование». Ответ был точно таким же. В полном изумлении сейчас она решает сложную проблему: продолжать ездить, злостно нарушая ПДД, либо ставить машину в гараж. Поскольку в Москве чуть ли не половина населения сейчас имеет не московскую регистрацию, проблему вполне можно считать массовой. Любопытно при этом, что на страховых представителей не действует даже упоминание ст. 15.34.1 КоАП РФ, предполагающий наложение на них 50 000 рублей штрафа за «необоснованный отказ страховой организации от заключения публичных договоров».
На этот аргумент работники офисов отвечают другим — пунктом 1 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, обязывающим страховую компанию продать гражданину полис ОСАГО не позднее 30 дней со дня получения от него письменного заявления. Буквально: пишите заявление и через 30 дней приходите. При этом телефонные девушки в головных офисах перечисленных компаний, как под копирку отвечали: при продаже ОСАГО никаких требований к прописке не существует.
В Российском союзе автостраховщиков (РСА) ответили в том же издевательском духе: «30 дней -это срок, который установлен ГК РФ для рассмотрения обращений. Это не выдумка страховых компаний, а норма действующего законодательства. Поэтому рекомендуем страхователю озаботиться за продлением или заключением договора ОСАГО заранее — за месяц-полтора до окончания действия текущего полиса». На самом деле ларчик всей этой жуликоватой истории открывается достаточно просто. Во-первых, страховые таким «401 сравнительно честным способом» борются с так называемыми автоюристами в регионах — профессионалами, которые отсуживают у страховщиков компенсации по ДТП в полном, а не заниженном объеме плюс штрафы за мухлеж. РСА ведь не устает сообщать о диких убытках, которые «автоюристы» наносят, якобы, страховому рынку.
В итоге во многих регионах страховые компании, чтобы не платить по ОСАГО (только вдумайтесь!) всячески сокращают продажи полисов вместо того, чтобы нанять собственных квалифицированных юристов. А людям ездить-то надо и они вынуждены покупать полисы в том числе и в московском регионе. Но и эту лазейку для них прикрыли. В итоге и в Москве, и в близлежащих регионах как на дрожжах растет число автовладельцев, выезжающих на дорогу без «автогражданки». И ладно, если это нарушение закончится для них штрафами — одним или тридцатью, зависит от везения. А не дай Бог — авария? Тогда крайними окажутся и совсем уж непричастные к страховому появление новейшей гримасы отечественной истории автовладельцы: продажи полиса в зависимости от прописки!