На автомойке, конечно, с этой напастью умеют бороться. Но возьмут за процедуру как минимум триста рублей. И без гарантии, что выведут пятна «под ноль» и при этом не попортят лакокраску. Так что специалисты рекомендуют удалять битум сразу после поездки. А еще лучше, преодолев расплавленный или ремонтируемый участок дороги, остановиться и осмотреть авто. И обнаружив битум, немедленно смыть его загодя припасенным препаратом. Флакон со специальным средством не займет в багажнике много места и не разорит автовладельца (цены варьируются в диапазоне 90-200 рублей), зато избавит от кучи проблем. Ведь, повторимся, упущенное время обернется перекраской кузова, если вы захотите придать автомобилю первоначальный вид при его перепродаже, например, или ради своих высоких эстетических запросов (ездить на авто, особенно светлом, чьи пороги и крылья покрыты черным налетом битумной мастики, приятного мало).
Но как выбрать достойный препарат, если сегодня практически на любой АЗС и в любом сетевом автомагазине предлагается несколько вариантов чистящих спреев и разнообразных жидкостей, представленных как отечественными, так и зарубежными брендами? Чтобы не ошибиться при покупке и не нарваться на средство с низкой чистящей способностью, коих на прилавках полно, мы с коллегами из информационно-аналитического портала «АвтоПарад» протестировали семь битумных очистителей российского производства, поставляемых в упаковках различного типа. Пять препаратов – аэрозоли, остальные два – жидкостные (во флаконах с распылителем пистолетного типа). Ставка на отечественную продукцию сделана не случайно – по опыту предыдущих тестов можем сказать, что наши антибитумные средства чистят ничуть не хуже, чем импортные, а иногда и лучше. И при этом стоят заметно меньше. Кстати, забегая чуть вперед проговоримся, что по итогам теста наши образцы в очередной раз подтвердили свои высокие чистящие способности. Но об этом ниже, а сейчас несколько слов о том, как проводились исследования.
Итак, когда все образцы были собраны, их передали специалистам столичного техцентра «Сити Мотор», совместно с которыми мы и проводили тестирование препаратов. Испытания, целью которых являлось определение чистящей способности указанных препаратов, базировались на оригинальной методике. Ее основы были в свое время изложены в отраслевом «Сборнике методов определения единичных показателей качества автопрепаратов». Методика эта достаточно проста и наглядна, поскольку позволяет дать качественную оценку каждому образцу.
Суть ее такова. Для каждого образца подготавливается контрольная стеклянная пластина шириной 7-10 см с нанесенным на нее 0,5-миллиметровым слоем битума. Размеры битумного «пятна» – примерно 50х50 мм. В процессе испытаний пластину опрыскивают исследуемым образцом, затем выдерживают в течение минуты в горизонтальном положении. После чего мастер с помощью фланелевого или мягкого бумажного тампона пробует удалить битумное пятно со стекла легким протиранием, без особого нажима на тампон. Считается, что идеальный по своим показателям очиститель должен после минутной паузы полностью размягчать контрольный битумный слой, что дает возможность удалить его за одно движение тампоном уже после первой обработки. В этом случае присуждается высшая оценка – 100 баллов. Хорошим же показателем признается оценка в 80 баллов, когда после первой попытки на пластине остаются небольшие очажки загрязнений, которые полностью удаляются при повторной обработке. Если запачканную пластину приходится обрабатывать трижды, то это соответствует оценке «удовлетворительно» (60 баллов). А вот четырехкратная обработка (за нее присуждается всего 20 баллов) будет свидетельствовать о низком качестве очистителя. Конечно, и такой препарат за несколько проходов удалит битумное пятно, однако при многократном воздействии подобного средства есть риск повредить верхний слой лакокрасочного покрытия.
Для теста были специально изготовлены контрольные стеклянные пластины шириной 7-10 см с нанесенным на каждую слоем битума фиксированной толщины.
Впрочем, как показали наши испытания, до оценки «неуд» дело не дошло – все без исключения образцы в целом продемонстрировали неплохие результаты.
Начнем с лидеров теста, заработавших по 100 баллов и занявших первое место. Это два аэрозольных очистителя битумных пятен популярных брендов Sintec («Обнинскоргсинтез», Обнинск) и ASTROhim (НПП «Астрохим», Москва). Оба препарата справились с загрязнениями уже с первого захода.
Некоторые очистители после первой обработки не могли полностью удалить контрольный слой битума и оставляли грязевые следы.
Весьма эффективными оказались также профессиональный аэрозольный очиститель кузова марки Felix («Тосол-Синтез-Инвест», Дзержинск) и жидкостный спрей уже упоминавшегося выше бренда Sintec. Этим составам эксперты присудили 90 баллов, то есть промежуточное значение между оценками «отлично» и «хорошо». Дело в том, что после их применения на стеклянных пластинах все же остались малозаметные разводы битума, и для их окончательного удаления даже не пришлось проводить повторную обработку. На каждой пластине оставшиеся разводы тут же убрали тампонами, лишь слегка пропитанными этими очистителями.
Лидеры теста – Sintec («Обнинскоргсинтез», г. Обнинск ) и ASTROhim (НПП «Астрохим», Москва).
Что касается почетного третьего места, то на него с оценкой 80 баллов поднялись все оставшиеся препараты. Это жидкостный очиститель битумных пятен марки Grass (Волгоградская обл.), а также два аэрозольных аналога – один от компании «Агат-Авто-Юг» (Москва), второй – ВЭЛВ (Санкт-Петербург). При использовании указанных продуктов контрольные пластины пришлось обрабатывать дважды, что, согласно методике испытаний, соответствует оценке «хорошо».
Препараты, занявшие второе место – Felix («Тосол-Синтез-Инвест», Дзержинск) и жидкостный спрей уже упоминавшегося выше бренда Sintec.
...В целом же, учитывая наш многолетний опыт применения подобных средств, можно однозначно говорить о значительном улучшении качества отечественной автокосметики. Что касается конкретно «антибитумных» препаратов, то, по мнению наших экспертов, хорошая чистящая способность всех российских продуктов обусловлена тем, что их рецептура разрабатывалась с учетом химических особенностей «родного» дорожного битума. А он по своим свойствам, предполагают специалисты, «покруче» заграничного.
Очиститель битумных пятен марки Grass (Волгоградская обл.) и аэрозоли фирмы «Агат-Авто-Юг» (Москва) и ВЭЛВ (Санкт-Петербург) заняли третье место.