WD-40 — это не просто проникающая смазка, это первый шаг к избавлению автомобиля от множества мелких неисправностей. А порой и весьма серьезных — плацебо творит чудеса! Вера в монументальные, ни с чем не сравнимые таланты американской «химии» настолько сильны, что в интернете существует даже клуб поклонников, которые соревнуются в поиске новых сред применения WD-40. Естественно, такая фантастическая жижа не могла пройти мимо России — страны Левшей и Кулибиных — где тюнинг и ремонт автомобиля давно являются хобби основной массы населения.
Одним словом, вряд ли в автомагазине найдется состав, который может посоперничать с WD-40. Ведь приезжают у нас с определенной целью, а на выходе — «ну и вэдэшку, на всякий случай». Такая популярность иностранного и недешевого, надо заметить, состава обрекла отечественных производителей на производство заменителя: порой они даже внешне похожи, ведь товарным знакам и прочим «штрихам капитализма» у нас обычно значения не придают.
Более того, химический состав легендарной смазки не отличается изяществом: половина банки занимает уайт-спирит, 15% — минеральное масло, а еще четверть — углекислый газ, позволяющий «вэдэшке» выходить из флакона под давлением. Под вопросом остается лишь 10% «инертных ингридиентов», которые производитель держит в секрете. Ну мы-то понимаем, что это отдушки и прочие, совершенно нефункциональные присадки! Обычный «жидкий ключ», казалось бы, но в тандеме с уверенностью и доверием, способный творить чудеса. Ведь нет более магического заклинания в ремонте, чем «побрызгай вэдэшкой».
Вывод прост: повторить состав несложно, поэтому его нужно повторить. Так на прилавках появились десятки различных флаконов, которые так или иначе вторят WD-40. Тот же уайт-спирит, тот же углекислый газ, создающий давление, минеральное масло и несколько щепоток присадок на свой вкус. Но будет ли тот же эффект? Вероятнее всего, да, ведь смазка фактически должна проникнуть в резьбовое соединение и за счет масла упростить разбор. Никакой магии.
Магия кроется в названии и формфакторе: вера в легенду настолько сильна, что мастер будет брызгать на прикипевший болт и пробовать до тех пор, пока не получится. Другие препараты, сходные по составу, и наверняка ничуть не уступающие в производительности, такого искреннего доверия лишены, оттого и выступают хуже в испытаниях и «внутригаражных» соревнованиях.
Чтобы добиться народной любви, соизмеримой с WD-40, предстоит десятилетиями работать над брендом, исправлять ошибки и доказывать свою состоятельность. Отечественным производителям предстоит еще долгий путь в этом направлении. Ведь даже в стабильном западном мире не смогли еще переплюнуть «синий флакон», сколько не пытались.
Справедливости ради отметим, что за последнее время среди импортных препаратов у «вэдэшки» все же появились конкуренты, причем весьма серьезные. Что недавно подтвердили и эксперты портала «АвтоВзгляд», проведя сравнительное тестирование различных «жидких ключиков» отечественного и зарубежного производства. В частности, среди них была смазка WD-40 и немецкий мульти-спрей LM-40 марки Liqui Moly.
Эффективность препаратов проверялась путем сопоставления их проникающего действия. Этот показатель, как известно, является основополагающим для препаратов данного типа. Для оценки проникающего действия была применена оригинальная методика. Чтобы проверить, как работает конкретная аэрозольная смазка, для нее изготавливался плоский капилляр из двух скрепленных между собой стеклянных пластин. Проникающая способность оценивалась по высоте и скорости поднятия жидкости между стеклами.
Так вот, как показал тест, проникающее действие у мульти-спрея LM-40 оказалось намного лучше, чем у аэрозоля WD-40. Высота подъема немецкой смазки в капилляре составила аж 70 мм, тогда как «вэдэшка» просочилась между сжатыми стеклами всего на 11 мм. И это, подчеркнем, лишь в эксперименте. А реальное «проникновение» могло оказаться еще меньше. В общем, результаты теста дают серьезный повод для размышлений…