Во-первых, надо обращать внимание на фрикционный и прочностные показатели, поскольку коэффициент трения и усилие на отрыв — главные параметры, влияющие на безопасность езды и прочность колодок. Во-вторых, важны их износостойкость и эксплуатационные показатели: колодки должны изнашиваться равномерно, долго и не портить тормозной диск: чем меньше износ колодки и диска, тем лучше. Наконец, не забываем о комфорте: скрипящие, визжащие, пищащие колодки радости и уверенности водителю и пассажирам не доставят.
Между тем, подчеркивают эксперты, тормозные колодки ежедневно подвергаются значительным нагрузкам. Давление, создаваемое суппортами, может достигать 140 атмосфер, а температура колодок — 700 ºC. Так стоит ли, учитывая сказанное, искать компромисс при их замене и пытаться сэкономить? Отсюда главный совет — выбирайте колодки от известного производителя, желательно с мировым именем, благо таковых на нашем рынке сегодня представлено в избытке. При этом, подчеркнем, речь идет не об оригинале, способном разорить даже зажиточного автовладельца, а о компаниях, ориентированных главным образом на афтермаркет — рынок запчастей, интересующий потребителей только после покупки ими автомобилей.
Взять, например, компанию Delphi: настоящее качество (заводов в России нет) по более чем приемлемой цене. К тому же ее тормозные колодки (как, впрочем, и другие комплектующие) спроектированы, произведены и испытаны в соответствии с теми же требованиями, что и колодки, поставляемые на конвейеры автопроизводителей. Но обо всем по порядку.
СЕКРЕТ ПЕРВЫЙ: ТАЙНЫ КОМПАУНДА
Начнем с фрикционного материла. Создавая его, ведущие производители компонентов учитывают в том числе высокие циклические нагрузки на накладку колодок и на диск. Кроме того, они закладываются на частое интенсивное торможение, нередкое при езде в городах. И поэтому особое внимание уделяют технологиям приготовления фрикционных смесей и клеевых компаундов. Не забывая при этом, что тормозные системы городских компактов, среднеразмерных и больших седанов, кроссоверов и внедорожников, не говоря уж о мощных скоростных автомобилях, работают по-разному. То есть фрикционный материал колодки должен соответствовать конкретному транспортному средству. Поэтому Delphi использует более 130 различных компонентов, производя 20 уникальных и подходящих для различных автомобилей фрикционных составов. При этом в отличие от других производителей, применяющих, как правило, только один или два компонента, специалисты Delphi тестируют больше 300 различных составов в год.
Известные производители колодок производят для тормозных накладок несколько десятков фрикционных составов.
СЕКРЕТ ВТОРОЙ: ДЕЛО В ОПОРЕ
Другой наиважнейший показатель надежности, долговечности и безопасности колодки — прочность соединения фрикционной накладки с металлической подошвой или, как ее еще иногда называют, основанием, опорой колодки. Она должна быть особенно прочной. Поэтому опорные диски колодок Delphi производятся из штампованной стали и имеют ту же форму и размер, что и оригинальные. На диск нанесено специальное порошковое покрытие, устойчивое к высоким температурам, химикатам и коррозии.
СЕКРЕТ ТРЕТИЙ: НЮАНСЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ
Заметим тут, что все изделия марки спроектированы таким образом, чтобы обеспечить идеальное прилегание фрикционной накладки и поверхности колодки друг к другу. При этом колодки Delphi, как и оригинальные, имеют фаски, сокращающие время притирки и уменьшающие шум в течение этого периода. К тому же у тормозных колодок Delphi есть специальные пазы, если таковые предусмотрены автостроителем. Так же, как и оригинальные, колодки могут изгибаться без отслоения фрикционного материала и помогают удалять воду и пыль, образующиеся при истирании дисков и колодок.
Хорошие колодки ходят долго и при этом не портят тормозной диск. Помните: чем меньше износ колодки и диска, тем лучше.
СЕКРЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ: ХИТРЫЕ ВКЛАДЫШИ
А вот и ноу-хау Delphi, которое пока не смог повторить ни один другой производитель комплектующих. В отличие от конкурентов, Delphi оснащает каждую колодку специальным вкладышем. Зажатый между опорным диском и фрикционным материалом, трехмиллиметровый вкладыш поглощает шум и выступает в качестве изолятора высоких температур. Этот элемент особенно важен при резких и длительных торможениях: он предохраняет тормозную жидкость от закипания и обеспечивает эффективное и быстрое торможение.
СЕКРЕТ ПЯТЫЙ: ПОДЛОЖКА ТИШИНЫ
И, наконец, «опция комфорта». Автомобили, укомплектованные колодками Delphi, откровенно радуют тишиной их срабатывания благодаря применяемой в конструкции шумоизолирующей подложке. Нельзя сказать, что эта американская фирма с заводами в Бразилии, Южной Корее, Канаде, Франции, Великобритании — единственная, кто гарантирует водителю беззвучное торможение с любых скоростей, используя подобное решение. Хотя, заметим, откровенно дешевые колодки обходятся без подложки. Что же касается шумопоглощающей пластины Delphi, то она всегда выполнена по стандартам оригинала и состоит из нескольких слоев специальных, тщательно подобранных и плотно соединенных между собой материалов.
Многие известные фирмы применяют в своих тормозных колодках шумопоглощающие покрытия и специальные пластины.
…И остается добавить, что на российский рынок Delphi поставляет тормозные колодки, подходящие практически ко всем представленным на нашем рынке маркам и моделям авто.
В настоящее время на наш рынок поставляются различные компоненты тормозных систем, которые можно подобрать практически ко всем авто.