По оценкам Национальной службы взыскания, объем просроченной задолженности по автомобильным кредитам свыше 90 дней по итогам первого квартала 2015 года достиг 56 млрд. рублей. За год, то есть с 1 апреля 2014 года, показатель увеличился на целых 25%, в денежном выражении – на 11 млрд. рублей.
У автовладельцев, купивших с прошлого апреля машину с использованием средств банка, сейчас нет денег расплачиваться по долгам.
При этом такой внушительный рост количества долгов не связан с увеличением объема выдачи кредитов – напротив, рынок автокредитования сократился на 6% за год, а с начала года – на 7,2%. Обычно долги и количество выданных кредитов растут равномерно – в прошлом году рост составил по 10%.
– В нашем прошлом обзоре по автокредитованию – за первое полугодие 2014 года – мы фиксировали равный рост этого рынка и объема просроченной задолженности, – комментирует ситуацию управляющий директор НСВ Антон Дианов. – Тогда оба показателя увеличились на 10%, что выглядело достаточно позитивно. Однако за неполный год в экономике страны произошел ряд событий, значительно поменявших эти тенденции. Девальвация рубля и снижение реальных доходов населения привели к сокращению выдачи автокредитов и резкому росту доли просрочки.
По словам эксперта, ситуация могла быть значительно хуже, но автокредит обеспечивается самим автомобилем, который банк может изъять в случае просрочки. Для сравнения: объем просрочек по кредитным картам за год вырос на 70%. То есть количество должников-автоваледльцев может быть еще больше.
Тем не менее, количество должников продолжит расти. Больше всего их среди автовладельцев Москвы и Московской области, причем и суммы – самые значительные по стране. Это и неудивительно, столичный регион с большим отрывом лидирует по количеству продаваемых автомобилей, хотя, как выяснилось в результате недавнего исследования, самые дорогие автомобили покупают отнюдь не в Москве, а в Находке. Также много задолжали за свои машины в Санкт-Петербурге, Краснодарском крае, Свердловской области, Республике Башкортостан, Челябинской, Ростовской, Тюменской и Новосибирской области.
Мужчины и женщины в равной степени оказываются неплательщьками: 48% против 52%. Если говорить о возрасте должников, то их больше всего среди тех, кому от 36 до 60 лет. Среди мужчин таких – целых 67%. Мужчины в возрасте от 22 до 35 лет ездят на «неоплаченных» машинах в 31% случаев. А женщин-должниц среди молодых больше, чем у мужчин – 37%, а после 36 лет – 61%.