С наступлением осени многие производители сезонной автохимии, к которой, в частности, относятся и стеклоомывающие «незамерзайки», начинают тщательно следить за прогнозами синоптиков. Этот интерес к природным погодным капризам вполне закономерен, поскольку имеет экономическую подоплеку. Данные синоптиков в ряде случаев могут помочь более детально спланировать процесс производства и избежать лишних затрат. Действительно, если в вашем регионе в ближайшие месяц-другой ожидается более-менее устойчивая погода со стабильными температурными показателями и кратковременными заморозками, то явно нет смысла попусту тратить недешевый технический изопропиловый спирт и выпускать продукт с морозостойкостью до -20 СО. Вполне можно обойтись и составом, который выдерживает 10-градусный мороз. К тому же и цена такого продукта будет более привлекательной для автомобилистов – когда в нем меньше спирта, тот и цена его получается ниже. Впрочем, так рассуждают далеко не все фирмы и предприниматели. Те, кто, «поизворотливее», поступают иначе, используя ситуацию, что называется, себе на карман.
Не мудрствуя лукаво, недобросовестные фирмачи организуют производство автомобильных «стеклоомываек», рассчитанных на слабые морозы. Однако, отправляя их в торговые сети, они при этом цепляют на них этикетки с указанием гораздо большего запаса морозостойкости, например, на уровне -20 СО, а то и -30 СО. Соответственно, и цена указывается как у более морозостойкого продукта, что, на самом деле, – прямой обман потребителей. Иначе говоря, нам в таких случаях приходится платить лишнее, поскольку продукт не соответствует заявленным параметрам. А фирмачи почти всю полученную обманом прибыль быстро выводят из оборота, не выплачивая при этом никаких налогов.
Если вы полагаете, что описанная выше схема недобросовестного бизнеса – редкое исключение, то очень ошибаетесь. Доказательство тому – итоги нашего очередного теста, который мы традиционно организовывали в сотрудничестве с информационно-аналитическим порталом «АвтоПарад». Для испытаний было приобретено несколько российских стеклоомывающих жидкостей, а также один лицензионный состав, выпускаемый на отечественном предприятии по рецептуре зарубежной компании. Жидкости покупались как в крупных сетевых магазинах, так и в мелких торговых точках, зарегистрированных в Москве и Подмосковье. В итоге в нашем распоряжении оказалось восемь образцов. Их мы разделили на две группы – в одной сосредоточили четыре продукта с заявленной температурой от -25 СО и ниже, в другой – также четыре, но уже с температурой замерзания -20 СО.
Привычная картина, не так ли? «Незамерзайкой» более чем сомнительного качества у нас торгуют все кому не лень, лишь бы поиметь прибыль!..
Первым этапом исследований, которые мы проводили в 25 ГосНИИ химмотологии Минобороны РФ, стала оценка их физико-химических показателей. Под физикой в данном случае понимается исследование низкотемпературных свойств жидкостей (температуры начала кристаллизации), а под химией – определение массовой доли спиртов, составляющих основу «незамерзаек». А спирты, как показывает опыт предыдущих тестов, в «незамерзайках» могут быть самые разные. В основном это разрешенный для технических нужд изопропиловый спирт (изопропанол), но нередко фирмачи используют в производстве запрещенный в нашей стране метиловый спирт. Кроме того, случается, что делают жидкости даже на этиловом спирте, содержание которого часто превышает более 20%. Если такие составы поступают на прилавки магазинов, то с явным нарушением закона, поскольку они обычно продаются дешево, то есть без учета весьма солидного акцизного сбора. Кстати, за подобные деяния предусматривается довольно суровое наказание, вплоть до уголовного преследования.
Впрочем, «спиртовые» исследования, результаты которых представили специалисты 25 ГосНИИ, никакого «криминала» не выявили, поскольку этилового спирта в наших образцах нет вообще. Зато в большом количестве присутствует запрещенный для массового использования метиловый спирт. Это компонент (он, кстати, намного дешевле изопропанола) обнаружен сразу в трех образцах: Winter Road -30, WillMelt -30 и Spectr Лимон -20. Получается, что их производители без всякого зазрения совести дурят народ, ведь на этикетках ни слова не сказано о наличии метанола, зато указано: «изопропиловый спирт»! Еще один нюанс: цена у каждого из этих продуктов довольно высокая, как будто они действительно изготовлены из изопропилового спирта. Например, за Spectr Лимон -20 мы выложили 200 целковых, тогда как реальная цена такого состава – не более 120 руб. В общем, дурят нас по полной программе!
Закупленные образцы в лабораторных условиях поочередно проверялись на морозостойкость и содержание спиртов.
Остальные пять жидкостей изготовлены «по правилам», то есть на основе изопропанола, однако и среди них оказались некондиционные составы. Плавно переходя от химических параметров к параметрам физическим, отметим, что три «изопропаноловых» стеклоочистителя, а именно Autoexpress -20, «Лужский -20» и «Ойл Райт -30» не дотягивают до заявленных показателей морозостойкости. Самый худший результат у последнего продукта – температура начала кристаллизации здесь составляет -19 СО, тогда как на этикетке фляги ее предельное значение заявлено на уровне -30 СО. Представляете, насколько «красиво» нас обманывают!
Исследования показали, что из отмеченной пятерки жидкостей только две «незамерзайки» – Liqui Moly Antifrost -25 и Sintec Арктика -20 – полностью соответствуют заявленным низкотемпературным показателям. Причем не просто соответствуют, но и демонстрируют солидный запас морозостойкости. Обе жидкости начнут кристаллизоваться при более низкой температуре, чем та, что указана на этикетке конкретного продукта (Liqui Moly Antifrost – при -27 СО, а Sintec Арктика – при -22 СО). Впрочем, иного эффекта мы и не ждали. Эти стеклоомывающие жидкости неоднократно подтверждали свое высокое качество в различных сравнительных тестах, организуемых авторитетными экспертными организациями, причем как в России, так и за рубежом. Несколько раз обе «незамерзайки» попадали и на комплексные редакционные испытания, неизменно занимая в них призовые места. Неудивительно, что данные продукты пользуются стабильно высоким спросом во многих российских регионах.
Однако вернемся к испытаниям нынешним. Как показали последующие измерения, температурный раздрай наблюдается и среди упомянутых выше «метанольных» продуктов. Два из них – Winter Road -30 и WillMelt -30, рассчитанные на температуру до -30 СО, в лучшем случае смогут выдержать лишь 22-градусный мороз. Здесь уже двойной обман. Мало того, что фирмачи при производстве данных жидкостей использовали гораздо более дешевый спирт, чем тот, что указан на этикетке, так еще и не налили его, сколько требовалось бы. Из всей этой «троицы» только состав Spectr Лимон -20, также забодяженный на запрещенном метаноле, смог подтвердить заявленную температуру. Ну, как говорится, и на том спасибо – с паршивой овцы хоть шерсти клок!
...Увы, но по итогам проведенного теста вырисовывается очень печальная для нашего рынка картина: из восьми незамерзающих «стеклоомываек» только две жидкости (Liqui Moly Antifrost -25 и Sintec Арктика -20) отвечают как требованиям российских нормативных актов, касающихся производства и реализации спиртовой продукции, так и заявленным физико-химическим характеристикам.
Остальные шесть (что составляет три четверти от всего количества образцов) – это, если следовать букве закона, некондиционные препараты. Сказанное относится не только к их низкотемпературным показателям, но и к конкретным ингредиентам (метанолу в частности), которые запрещено использовать при производстве товаров массового спроса.