А все потому, что шина имеет свойство терять свои фрикционные качества. Да-да, не удивляйтесь – даже от того, что просто лежит в гараже или на балконе. Отсюда и нарушение тормозных характеристик, и отсутствие информативности руля, и отклонение от траектории движения. Поэтому если вам не безразлична собственная судьба и судьбы других, все же лучше позаботиться о надлежащей консервации шин. Для чего не сложно соблюсти несколько элементарных правил.
Повесить или сложить?
Многие автомобилисты привыкли складывать покрышки друг на друга, что категорически неправильно, потому как под тяжестью ободы, что находятся снизу, могут деформироваться. Конечно, в диаметре они меньше не станут, но есть большая вероятность, что покроются малозаметными трещинами и прочими изъянами. А если резиновый слой уже имеет, пусть даже самые незначительные повреждения, скажем, микроразломы или первичные зачатки грыжи, под нагрузкой процесс ее разрушения ускорится в разы. В сертифицированных техцентрах и на оптовых площадках шинных компаний покрышки складывают строго в вертикальном положении. Это единственный правильный способ для их оптимального хранения.
Но нельзя забывать, что поверхность должна быть абсолютно ровной, дабы не подвергать шины неравномерной нагрузке. Если же у вас колеса в сборе вместе с дисками, идеальным будет подвесить их на крючки параллельно стене. Или на худой конец, разместить их горизонтально, но каждое по отдельности. Правда, в этом случае, как минимум, раз в два месяца колеса необходимо переворачивать, что подтверждается соответствующими требованиями ГОСТа №24779-81. Это делается для того, чтобы выровнять внутреннее давление в резине, тем самым минимизируя риск деформации.
Оптимальная температура
Если говорить о зимних покрышках, то с ними все просто. Перед запуском изделий в производство, разработчики испытывают состав резиновой смеси на морозоустойчивость, выявляя критическую для потери рабочих характеристик температуру. Поэтому при умеренных перепадах с такими шинами ничего не случится. А вот с летней резиной ситуация сложнее. Как правило, ни одна из моделей не способна в полной мере сохранять свои эксплуатационные свойства при показателях ниже 25-градусной отметки. Так что складирование колес на балконе или в неотапливаемом гараже может принципиально сказаться на потребительских качествах. Виной тому – появление микротрещин, которые в последствии могут привести к частичному разрушению обода. Именно поэтому в шиномонтажных мастерских зачастую прибегают к использованию нагревательных приборов или складывают шины вблизи от батарей. Но чтобы исключить возможные температурные перепады, хранить покрышки на расстоянии ближе 1 метра к источнику тепла специалисты не рекомендуют.
Воздействие грязи и повышенной влажности
То, что перед консервацией резину нужно тщательно вымыть и просушить – даже не обсуждается. Во-первых, налипшая грязь вызывает преждевременное старение поверхности шины, а во-вторых, попадая в протектор, со временем затвердевает, способствуя растяжению канавок. Внешне подобные мелочи, конечно, не заметны, но на эксплуатационные характеристики они влияют еще как. Например, пересекая лужу, одно из колес может проявить излишнее скольжение. Аналогичные пагубные свойства оказывают и мелкие камушки, застревающие в порах шины – от гравия и прочих инородных предметов необходимо избавиться. Чтобы сохранить ресурсные способности покрышек, не следует хранить их в помещениях с избыточным уровнем влажности. Помимо прочего шины нужно беречь и от попадания прямых солнечных лучей, вызывающих пересыхание и как следствие, появление расколов и трещин.
Нужны ли пакеты для хранения шин?
Несмотря на то, что в автомагазинах и шиномонтажках навязывают полиэтиленовые пакеты, якобы лучше всего сохраняющие шины, использовать их не рекомендуется. Дело в том, что полиэтилен по определению почти не пропускает воздух, а это значит, что под их оболочкой будет скапливаться конденсат, медленно, но верно разрушающий резиновую смесь. Лучшее решение – обернуть колеса в чехлы из специальных нетканых материалов, которые продаются в фирменных шинных салонах, сервисных центрах и в Интернете. Не зря же ведь подобный метод хранения облюбовали «технари» из командных гаражей Formula-1.
А химия поможет?
Помимо того, что как уже было сказано, шины необходимо хранить в сухих и хорошо проветриваемых помещениях, не лишним будет обработать их специальными химическими составами. На рынке подобных средств сейчас видимо-невидимо, поэтому подобрать сравнительно недорогой по стоимости препарат труда не составит. Речь идет о смазках на силиконовой основе, либо влагостойкой защитной пене, оберегающих резину от чрезмерного высыхания и появления дефектов. Не говоря уже о свойствах, предотвращающих затвердевание.