Как сообщил глава ФАР Сергей Канаев, заинтересоваться качеством тосола и антифриза на российском рынке организацию заставило появление в интернете множеств жалоб автовладельцев на возгорания тосола или антифриза под капотом их машин. В ряде случаев из-за пожара авто выгорало почти полностью. Оказалось, что антифриз или тосол действительно может гореть. При условии, что в его составе имеется ядовитый спирт метанол. Выяснилось, что производители охлаждающей жидкости частенько «экономят» — заменяют дорогую основу нормального антифриза — этилен-гликоль — на банальный глицерин. А чтобы придать глицериновой ОЖ нужную степень текучести в нее добавляют метанол — до 15%.
Нюанс в том, что метанол очень горюч. Его температура кипения — 64 градуса Цельсия, а рабочая температура мотора — заметно выше 80 градусов. Получается, что метанолсодержащая охлаждающая жидкость превращает мотор в самую настоящую бомбу. Малейшая течь в системе охлаждения — кипящий метанол попадает на двигатель и мгновенно вспыхивает. Причем, система охлаждения почти гарантированно разгерметизируется, если заправить машину такой ОЖ. Дело в том, что глицерин, в отличие от этилен-гликоля, не защищает мотор от коррозии. Из-за этого металлические части системы охлаждения, сделанные преимущественно из алюминия, очень быстро разрушаются.
Для проверки качества охлаждающих жидкостей активисты ФАР скупили образцы 60 «антифризных» брендов, продающихся в десятке регионов страны: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области, Смоленске, Воронеже, Татарстане, Саратове, Башкирии, Ростове, Нижегородской области. Затем их всех отправили в сертифицированную химическую лабораторию в подмосковном Обнинске. По окончании анализа выяснилось, что из 60 образцов 27 оказались метанолсодержащими. Другими словами, более 40% тосолов и антифризов, продающихся на российском рынке, крайне опасны. По словам Сергея Канаева, распространенность подобного рода некондиционной химии одинаково высока в торговых сетях всех регионов — что в Москве, что в Ростове или Татарстане. Причем, стоят что нормальные этилен-гликолевые, что опасные «глицериново-метанольные» антифризы, примерно одинаково.
Ситуация усугубляется тем, что никаких нормативно-правовых препятствий к применению метанола в антифризе не существует. Следовательно, изготовители такой химии совершенно ничем не рискуют, получая сверхприбыли. Сергей Канаев сообщил, что кое-какую гарантию от приобретения «метанольного» антифриза дает использования в качестве ОЖ брендов, принадлежащих крупным нефтяным компаниям или большим розничным торговым сетям.
По результатам тестирования 60 антифризов и тосолов ФАР направило соответствующие заявления в прокуратуру, Роспотребнадзор и в Экономическую комиссию Таможенного союза. Активисты, среди прочего, предлагают разработать в рамках техрегламента Таможенного союза единые требования к антифризам и тосолам, запрещающие применение в них метанола.