Вынуждаемые ужесточением экологических требований со стороны властей, автопроизводители создают новые модели машин со все более сложными двигателями. Сейчас почти во всех современных авто можно встретить системы рециркуляции и доочистки выхлопных газов (каталитический нейтрализатор, сажевые фильтры и селективные катализаторы). Вслед за автоконцернами и производителям автокомпонентов приходится следовать требованиям времени. В последние несколько лет сформировалась тенденция по переходу от высоковязких смазочных материалов к более легким — маслам с вязкостью 0W−8, 0W−16, 5W−30. Специалисты отмечают несколько ключевых свойств маловязких моторных масел.
Их применение снижает расход топлива, в следствие чего сокращается объем выбросов в атмосферу CO2 и вредных примесей. Именно это требование является ключевым фактором, способствующим стремительному переходу автопрома на маловязкие масла класса 0W−8, 0W−16, 5W−30. Дело в том, что конструкция нынешних двигателей значительно отличается от моторов еще недавнего прошлого. Устройство силовых агрегатов современного типа подразумевает минимальные зазоры в парах трения. Из-за этой особенности только маловязкие масла способны проникнуть во все части двигателя, нуждающиеся в смазке, чтобы снизить износ деталей, тем самым продлив ресурс машины.
Стоит отметить, что максимальная интенсивность износа мотора регистрируется во время его запуска. В этот момент высоковязкое моторное масло не успевает разогреться и достичь нужной степени текучести, необходимой для нормальной работы агрегата. В результате износ идет намного быстрее по сравнению с ситуацией, когда в двигателе применяется маловязкое моторное масло. Масла с пониженной вязкостью существенно снижают трение между деталями двигателя при старте и способствуют более эффективной передаче крутящего момента на колеса. Пик производительности силового агрегата при использовании маловязких масел достигается быстрее, нежели с более вязкими маслами.
Нельзя не отметить, что вышеперечисленнные плюсы маловязких масел имеют отношение только к новейшим моторам. Для двигателей прошлых поколений применение масла с вязкостью 0W−8, 0W−20 и т. п. не рекомендуется. Нюанс заключается в зависимости вязкости лубриканта от температуры. С ростом последней вязкость любого масла сильно падает. При этом масло с изначально пониженной вязкостью в обычном моторе перестает справляться со своими задачами. Особенно сильно такой эффект проявляется на повышенных оборотах и высоких нагрузках на мотор. В результате человек, заливший недешевое маловязкостное масло в двигатель своего авто, получает вместо ожидаемого продления ресурса усиленный износ всех пар трения. При определенных условиях дело может дойти и до полного выхода силового агрегата из стоя.