Хотя количество аварий на дорогах нашей необъятной Родины, согласно статистике ГИБДД, постепенно снижается, вопрос безопасности по-прежнему стоит очень остро. И не спроста власти регулярно проводят социальные кампании, взывающие к отвественности автовладельцев — многое в самом деле зависит от действий рулевых.
За сохранность водителя и пассажиров, находящихся в машине, отвечают не только различные электронные системы, эирбеги и ремни, но и подголовники, о которых многие автовладельцы почему-то забывают. Они адаптируют под себя настройки кресла, регулируют рулевое колесо по высоте и по вылету, настраивают салонное и боковые зеркала… А «подушками» пренебрегают, подвергая тем самым шейный отдел своего позвоночника огромной опасности.
Подголовник как защитное средство, встроенное в верхнюю часть сидения, изобрел австрийский конструктор Бела Барени в конце шестидесятых годов прошлого столетия. Многочисленные исследования подтвердили, что это устройство минимизирует вероятность хлыстовой травмы — повреждения шеи вследствие резкого сгибания-разгибания — при дорожных авариях, когда удар приходится в заднюю часть транспортного средства. А таковые случаются довольно часто.
Подголовники могут быть как продолжением спинки сидения, так и отдельной регулируемой подушкой. И если первые, главным образом, встречаются в спортивных машинах, то последние получили широкое распространение именно на массовых автомобилях. Кроме того, подголовники делятся на неподвижные и активные. Они, как можно догадаться из названия, различаются по принципу работы.
Активными подголовниками оснащаются в основном дорогие авто, но нередко эта опция предлагается и за дополнительную плату тем, кто присматривается к машине попроще. Как же они действуют? При ударе, пришедшемся на заднюю часть транспортного средства, тело водителя по инерции летит сначала вперед, а затем резко назад, подвергая огромной нагрузке шейный отдел позвоночника. Активная «подушка», в отличие от неподвижной, в момент столкновения «выстреливает» в голову, подхватывая и удерживая ее в безопасном положении.
Подголовники — и неподвижный, и активный — требуют предельно точной регулировки, дабы их эффективность при ДТП была максимальной. Автопроизводители рекомендуют настраивать «подушки» таким образом, чтобы уши седока находились на одном уровне с серединой изделия. Впрочем, можно ориентироваться и по макушке, которая не должна торчать из-за подголовника. Далеко не последнюю роль играет также расстояние между затылком и изделием: безопасная дистанция составляет не менее четырех, но не более девяти сантиметров.