К написанию этой заметки подтолкнул реальный случай, произошедший недавно со знакомой автоваделицей. Этим летом она собралась в Крым на своей новенькой немецкой иномарке бюджетного класса. На тот момент до первого ТО машине оставалось 6000 км пробега. Будучи опытной «дальнобойщицей», девушка решила проверить уровень масла в моторе. Хотя машина и новая — но чем черт не шутит, дорога все-таки дальняя!
И сразу выяснилось, что «чуйка» автовладелицу не подвела. Достав масляный щуп, она обнаружила, что он сухой до самого кончика! Иными словами, картер двигателя оказался практически пуст. При этом датчик давления в системе смазки мотора ничего криминального не замечал — на приборной доске «красная масленка», как ей и положено, гасла сразу после пуска «движка».
Что бы произошло, не прояви водитель редкостное занудство, теперь уже сказать невозможно — масло немедленно долили до положенного уровня. Однако нет никаких сомнений, что за более чем 3000 км «крымского пробега» остатки смазки силовым агрегатом были бы «съедены» и автовладелец, в лучшем случае, оказался посреди трассы с горящей «масленкой» на приборной доске. А в худшем, испытывающий масляное голодание двигатель капитально вышел из строя — тоже посреди трассы.
Возможно потом, после эпопеи «триумфального возвращения» в столицу машины на эвакуаторе, ее владелице и заменили бы по гарантии «запоротый» двигатель. Возможно.
Но каких нервов и денег это стило бы ей? Про «радость» от испорченного отпуска можно и не упоминать. Самое печальное, что описанный случай произошел с мотором, который, судя по отзывам пользователей и ремонтников, считается «малоежкой», то есть не склонен к повышенному расходу масла.
Тем временем, у целого ряда автопроизводителей двигатели отличаются довольно заметным «угаром» смазки между плановыми ТО. У большинства моделей падение на ⅓-½ уровня на щупе за 10 000—15 000 км пробега считается вполне допустимым событием. Это если говорить о новых, стоящих на гарантии авто. А уж когда речь заходит о подержанных легковушках, то надеяться на паспортный расход моторной смазки между заливками вообще глупо.
У крайне малого перечня моделей авто в конструкции системы смазки двигателя предусмотрен датчик контроля уровня масла в картере. Почти все обходятся одним лишь датчиком давления в системе — как и на модели, упомянутой в начале этого материала.
В такой ситуации полагаться на «красную масленку» на приборной доске, которая должна вовремя сообщить о проблемах — занятие крайне рискованное. Чтобы не «запороть» двигатель при попустительстве штатных датчиков, необходимо проверять уровень масла в моторе хотя бы каждые 3000—5000 км. пробега.