Высокая температура воздуха и я палящее солнце самым непосредственным образом действуют на колеса машины. Из школьного курса физики кое-кто из нас все еще помнит, что при нагревании все объекты расширяются, причем газ — особенно сильно. Это происходит и с воздухом, заполняющим шину.
Давным давно эмпирически выведена зависимость: при повышении температуры колеса на каждые 8ºС, давление в нем растет растет на 0,1 бар. Что это означает? Допустим, утром перед поездкой мы накачиваем покрышки до требуемого давления. Для большинства легковушек оно, согласно «мануалу», составляет примерно 2,4 атмосферы.
При этом в колесе оказывается воздух с температурой, скажем, в 20º С. После этого мы отправляемся в путь. При движении воздух внутри колеса начинает нагреваться. Лабораторные исследования показывают, что при скоростях 70—100 км/ч и 25ºС за бортом температура в покрышке повышается до 60−80º С. Если на улице не «лабораторные» 25º, а все «35 в тени», то рост будет еще более существенным.
Соответственно увеличивается и давление. В результате мы имеем шины, перекачанные на 0,5—0,7 атмосферы — до 3 атмосфер и выше. Чем это опасно? Во-первых, резко увеличивается износ центральной части протектора, поскольку под воздействием избыточного внутреннего давления он принимает выпуклую форму.
Во-вторых, машина на перекачанных колесах становится более жесткой из-за резко упавших амортизирующих свойств резины. Удары от абсолютно дорожных всех неровностей прямо передаются на подвеску, рулевое колесо и пятую точку водителя.
Управляемость авто на перекачанных колесах тоже заметно падает.
Единственный, пожалуй, плюс от перекачанных колес — небольшое, в пределах 0,5 л на 100 км, снижение расхода топлива — за счет уменьшение сопротивления качению.
Метод борьбы со всеми этими неприятностями и продления срока службы колес напрашивается сам: летом, особенно в сильную жару, покрышки следует слегка недокачивать. Хотя бы на 0,2—0,4 атмосферы ниже рекомендованного в руководстве по эксплуатации машины уровня.
Разумеется, это в большей степени следует делать тогда, когда планируется длительный пробег на высоких скоростях. Если вам требуется просто смотаться за хлебом в ближайший магазин или «протошнить» через кучу светофоров десяток-другой километров до работы, сброс давления в колесах особого смысла не имеет.
Ведь на малых скоростях и при относительно коротких маршрутах воздух в колесах прогревается несущественно, не создавая серьезного эффекта «перекачки».