Во времена, когда трава была зеленее, а солнце — ярче, все автовладельцы раз в год сливали содержимое бензобака в тазик через специальную пробку, установленную заботливыми инженерами. Содержимое — потому что «топливом» эту бурую неоднородную смесь язык назвать не поворачивался. Причина была проста: только так можно было уберечь топливную систему машины от воды и осадков, которые в обилии скапливались в баке за 12 месяцев.
Откуда все это «богатство» бралось, знали все. Во-первых, топлива не хватало, покупали его зачастую через «третьи руки», поэтому качеством, как правило, не интересовались. Завелась — хорошо, не завелась — слейте топливо из бензобака и залейте новое. Во-вторых, бензобак, как ни крути, это полая емкость, а, значит, законы физики никто не отменял: каждый чувствительный перепад температур, скорее всего, приведет к образованию конденсата. А уж погодными аномалиями наша Родина была и остается богата. Усугубляется все тем, что бак сам по себе достаточно сильно нагревается при движении — рядом располагаются патрубки выхлопной системы и глушитель — а во время стоянки охлаждается до «забортной температуры».
Качество топлива с годами значительно улучшилось: сегодня достаточно просто заправляться на фирменных сетевых заправках известных брендов, избегая по возможности мелких региональных АЗС.
Сегодня «найти» специально разбавленный водой бензин невероятно сложно. В прямом смысле слова. Но что делать с конденсатом, который продолжает накапливаться в бензобаке? Беда ведь кроется не только в «не перевариваемом коктейле», который попадает в цилиндр и разрушает мотор изнутри, но и в самой воде. Где есть H2O и кислород, там есть и окисление, или попросту говоря, ржавчина. Со временем переходники, бензонасос начинают ржаветь. И остановить этот процесс можно только одним способом — комплексной заменой.
За изучением этого вопроса известный автоблогер Drive2.ru Артем Ачкасов обратился к НТЦ «Цельсий Проф» — профильный научный центр, где исследуют реакцию различной техники, на внешние факторы. В том числе и на перепады температур. Результатом обращения стал эксперимент, во время которого камазовский топливный стальной бак, заправленный бензином на треть, сначала остудили до −6 градусов, а потом нагрели, путем подачи теплого воздуха в систему вентиляции. Выводы были, увы, неутешительны: капли воды на стенках начинают образовываться быстро и обильно. В ролике видно как появляется и стекает ручейками по стенкам влага. А теперь представьте, сколько может «набежать» воды за год.
Главный источник воды в бензобаке найден — это конденсат. А представьте, что будет, если автомобиль постоит? Год 2020 уже дал нам всем трехмесячный простой, да еще в самое что ни на есть межсезонье! У многих соотечественников автомобили стояли под открытым небом и подвергались регулярному перепаду температур. Если бак не был заправлен до полного, то влага там должна была появиться. Как быть в таком случае? Куда бежать и кого ругать?
Оказывается, автовладелец может самостоятельно сократить объем воды в баке самым простым методом: не оставлять машину на простой с малым количеством бензина или дизеля. Ведь влага конденсируется из воздуха, а его количество напрямую зависит от полноты заправки бака. Другими словами, чем топлива больше, тем меньше воздуха, а, следовательно, и меньше шансов для образования конденсата. Специалисты подсказывают, что вместо многочисленных присадок и прочих «снадобий» с «лайфхаками», достаточно оставлять автомобиль «на постой» с полным баком.
Изменилась автомобильная техника, но проблема появления конденсата никуда не делась. Получается, что автомобилист сам должен предпринимать «все меры предусмотрительности», а коль скоро столкнулся с водой в баке, то ликвидировать ее. Поэтому в преддверии длительной стоянки автомобиля следует не лениться и заправить полный бак. И сделать это — на проверенной заправке крупной известной сети.
Чуяков Виктор, Руководитель программы «Нефтеконтроль» в сегменте сбыта моторных топлив компании «Газпром нефть» (компания контролирует в том числе качество топлива на одноименных АЗС)
«Топливная система автомобиля не является герметичной. Как только вы открываете крышку топливного бака для заправки, в него попадает воздух вместе с атмосферной влагой. И если температура воздуха выше, чем топлива в бензобаке, эта влага конденсируется. Капли воды, стекая со стен бака, в бензине не растворяются, а скапливаются на дне бензобака. В отличие от дизельного топлива, в котором вода может частично раствориться. И при резком понижении до отрицательных температур, эта вода внутри дизельного топлива выпадает в виде кристаллов и забивает топливный фильтр. Напомню, что наиболее массовые претензии владельцев дизельных автомобилей к качеству зимнего топлива возникали при резком понижении температур, и вызвано это было именно забиванием фильтра. Достаточно было прогреть фильтр, и автомобиль заводился. Проблема была вызвана не качеством заправленного топлива, а физико-химическими процессами, происходящими в бензобаке. Поэтому, чтобы предостеречься от появления конденсата в топливном баке, рекомендуется заправлять бак 'до полного».