Чтобы понять, почему смазка в двигателе с гораздо большей вероятностью может вскипеть именно летом, для начала придется вспомнить о свойствах этой жидкости при повышенных температурах. Современные двигатели функционируют при рабочих температурах, укладывающихся в диапазон 95—105°С. Он же считается оптимальным и для работы моторных масел.
Большинство производителей смазок указывают, что их продукция начинает кипеть при 230—240°С. Казалось бы, можно успокоиться и не переживать по поводу вскипания моторных смазок: вон какой запас мы в этом смысле имеем. Но дело в том, что и до момента закипания, еще на стадии перегрева лубриканта, в нем могут начаться необратимые изменения.
Если взять смазку какого-нибудь не особо раскрученного бренда, налить ее в стеклянную колбу и прокипятить при температуре около 250°С в течении хотя бы пяти минут, на дне сосуда, скорее всего, потом останется внушительный слой твердых лакообразных отложений. Это выпали в осадок присадки, с помощью которых получают требуемые характеристики масло.
Как рассказал порталу «АвтоВзгляд» генеральный директор маркетплейса по продаже автозапчастей Autodoc Владислав Соловьев, «закипание масла можно узнать по таким признакам, как черные выхлопы из выхлопной трубы, бурлящий звук в моторе, скачок показаний датчика термостата. Если вам летом предстоит интенсивная эксплуатация автомобиля, и вы хотите быть уверены, что в сильную жару моторное масло вас не подведет, то стоит выбрать моторное масло с летним индексом вязкости».
Заметим, что только самые высококачественные масла переносят кипячение без последствий для себя, не давая осадка. Некоторые автовладельцы, кстати, именно с помощью подобных опытов подбирают для своей машины моторную смазку.
Заметим, что выпадение осадка из масла в двигателе может начаться задолго до его вскипания. С некоторыми маслами это происходит уже при температурах 150—190°С. Лакообразные пленки, образующиеся при этом, содержат большое количество абразивных частиц. Как этот «песочек» воздействует на трущиеся части двигателя объяснять, полагаем, не надо. Быстрее всего воздействие абразива сказывается на цилиндро-поршневой группе, клапанах.
Надо иметь в виду, что еще «на подходе» к моменту закипания, как раз в районе 150°С, масло теряет вязкость и становится крайне текучим. Настолько, что прокладки и сальники мотора перестают его удерживать и оно начинает сочиться наружу. Что чревато возгоранием и пожаром в подкапотном пространстве.
Теперь стоит рассказать о причинах вскипания масла. Среди них следует назвать применение некачественных масел. Сэкономив на цене лубриканта, можно получить продукт с низкой стойкостью к перегреву, который будет вскипать на кольцах поршней даже при нормальной работе системы охлаждения. Если же она по каким-то причинам работает неэффективно (а это, как правило, проявляется в жару), то не только антифриз может вскипеть, но и масло.
Среди причин кипения смазки можно назвать и забитое грязью пространство между картером мотора и его защитой. Для любителей покататься по бездорожью такая ситуация более чем актуальна. Из-за этого резко ухудшается теплоотвод от масла, попадающего в картер после прохождения через блок цилиндров. Не успев как следует охладиться, оно вновь отправляется в сторону камеры сгорания для нового нагревания. В результате оно может и вскипеть — когда на летней жаре система охлаждения двигателя и так работает на пределе своих возможностей.
В то же время специалисты утверждают: перечисленные выше причины изменения рабочих свойств моторной смазки в жару, прежде всего, касаются минеральных, а также некондиционных масел, изготовленных с нарушениями технологий. Если же говорить о современных синтетических маслах, производимых известными брендами, то с ними практически никогда не возникает эксплуатационных проблем.
Они одинаково хорошо работают как зимой при крайне низких температурах, так и летом в сильную жару. Такая всесезонность «синтетики» объясняется высокой термостабильностью ее рабочих параметров, сохраняющихся в широком диапазоне рабочих температур. Показательный пример — синтетическое универсальное моторное масло Platinum Maxexpert C3 5W-40, выпускаемое польской промышленной компанией Orlen Oil.
Этот оригинальный продукт подходит для большинства современных авто, для которых смазочные материалы подбираются согласно требованиям международных классификации API и ACEA. Как видно из обозначения, Platinum Maxexpert C3 5W-40 имеет популярный всесезонный класс вязкости. При этом индекс C3 свидетельствует о том, что лубрикант идеально подходит и для машин с сажевыми фильтрами. Универсальность смазки в том, что она может применяться в моторах и легковушек, и грузовиков, причем как в бензиновых силовых агрегатах, так и дизелях.