Отработавший свое масляный фильтр в большинстве случаев отправляется в мусор. Как любой другой «расходник» в машине. Но только не у думающего автовладельца. Он разберет его на части. Кто-то, предварительно дав стечь остаткам масла, зажимает фильтр в тисках и не мудрствуя лукаво молотком и зубилом потрошит его самым варварским образом. А кто-то применяет для этой же цели специнструмент — труборез. В последнем случае операция проходит аккуратнее, наносит меньше урона содержимому. Что порой бывает ценно.
А цель в любом случае преследуется одна: получение информации. Причем не только о самом двигателе. В первую очередь при разборке корпуса фильтра надо проконтролировать целостность его внутренностей. Бывает, что поток смазки срывает или ломает уплотнения, например, резиновое кольцо клапана. Это говорит о том, что расходник не справляется со своей задачей: часть масла после поломки проходила мимо фильтрующего элемента. Вывод из подобного открытия делается однозначный: больше с этим производителем дел не иметь, надо переходить на другой бренд. Пусть его продукция будет и подороже, но состояние мотора важнее.
Далее надо обратить внимание на фильтрующий элемент. Как правило он имеет вид «гармошки», свернутой в цилиндр и вставленной затем в металлический корпус. Ее извлекают и расправляют для внимательного осмотра. Если на ней обнаруживается что-то вроде мелкого темного «песочка» или, не дай бог, стружка — дело плохо. Это — продукты износа каких-то трущихся частей двигателя. Их наличие говорит о том, что капремонт силового агрегата совсем не за горами.
В практике автора этих строк был случай, когда в фильтре нашелся небольшой фрагмент пружины клапана. Последующее вскрытие головки блока цилиндров показало, что один из выпускных клапанов лишился части этой детальки. В последствии ее фрагменты были найдены не только под крышкой, но и в поддоне катера мотора. И что самое удивительное — двигатель при этом не демонстрировал никаких симптомов поломки.
Помимо поиска продуктов износа, следует оценить состояние самой фильтрующей гармошки. Если ее цвет, на ваш взгляд, слишком уж близок к антрацитно-черному, следует задуматься о причинах такого спецэффекта. Слишком большое количество сажи в масле намекает на износ цилиндро-поршневой группы или серьезные проблемы с зажиганием. Хотя бывает и иное объяснение. Например, автомобиль только-только сошел с гарантии, и вы впервые меняете моторную смазку не в СТО официального дилера. Дело в том, что в подобных случаях — когда клиент в последний раз приезжает на ТО — мастера «официалов» норовят «сэкономить»: при замене смазки не трогают старый фильтр. Мол, и так сойдет…
Как бы то ни было, но владельцу уже не нового ТС время от времени рекомендуется не лениться и вскрывать масляный фильтр. Может статься, что его содержимое распахнет хозяину машины глаза на какую-нибудь серьезную проблему.