Хотя российская экономика ни в целом, ни в «автомобильном» сегменте все еще не достигли дна, граждане вновь стали активно пользоваться кредитами, в том числе и для покупки машины. Но при росте числа выданных автокредитов, растет и число не возвращенных. Так, по оценкакм аналитического агентства «Автостат» и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), в апреле 2015 года доля новых купленных в кредит автомобилей составила 35,0%, что на 14,9% больше аналогичного показателя по итогам 1 квартала 2015 года, когда в кредит было продано 20,1% новых авто.
Больше всего в этом году покупали машины в кредит в Чувашии, Татарстане, Башкоторстане, Нижегородской и Ульяновской областях.
При этом россияне, одалживаясь у банков, совершенно, похоже, не задумываются, как, с каких прибылей станут отдавать занятое. И в итоге – не отдают. По данным ЦБ, в первом квартале 2015 года объем просрочки по автокредитам составляет 10,8% (3,092 млрд. руб.) от всех выданных банками автокредитов (28,559 млрд. руб.). При этом в 2014 году в конце первого квартала объем просрочки составлял 8,2% (2,647 млрд. руб.) от ссудного портфеля по автокредитам (32,34 млрд. руб.). Таким образом, если сравнивать данные за первый квартал минувшего года и нынешнего, «невозврат» вырос на 14%.
Тем не менее, постепенный рост доли так называемых кредитных авто – налицо. Хотя, конечно, если сравнивать с «сытыми» годами, то рынку автокредитования еще восстанавливаться и восстанавливаться. Напомним, что в 2013 году в кредит было прибретено почти 50% всех новых машин, а в 2014-м – 40,5%.
Оживление рынка автокредитования эксперты связывают с господдержкой и регулярным уже снижением ставок. Однако, подчеркивают они, банки хотя и готовы кредитовать добросовестных заемщиков, но для этого им необходимы эффективные инструменты управления рисками, которых, по большому счету, не очень много.
Меньше всего кредитных машин в Дагестане (3,6%), Чечне (7,3%) и... Москве (17,7%).
Возможно, именно поэтому все больше внимание банки уделяют автолизингу, как более рискозащищенному продукту, когда «проданный» таким образом автомобиль остается полной собственностью лизингодателя. Увы, но сегодня лизинговые программы ориентированы в основном на юридических лиц (главным образом – средний и малый бизнес). Скажем, тот же Сбербанк даже существенно снизил процентные ставки по лизингу и подключился к программе Минпромторга по субсидированию аванса по лизингу.
Что же касается лиц физических, то для них приобретение транспортного средства в лизинг сопоставимо по выплатам с обычным автокредитом. Правда, взять авто в лизинг гораздо проще, чем занять у банка (подробнее о покупке авто в лизинг читайте здесь). И если учесть, что, по некоторым оценкам, в нынешнем году падение объемов лизингового бизнеса составит 13-17%, а собственные «колеса» нужны немедленно, но банкиры, скорее всего, откажут – имеет смысл рассмотреть именно эту схему покупки машины.