Если вы думаете, что с антиблокировочной системой тормозов ваш «железный конь» в случае необходимости остановится как вкопанный, то сильно ошибаетесь – все зависит непосредственно от умения самого водителя управлять автомобилем и чувствовать дорожное полотно.
Нельзя не признать: ABS – штуковина без преувеличения полезная, однако создавалась она отнюдь не для кардинального сокращения тормозного пути. Главное ее преимущество заключается как раз-таки в том, чтобы в ходе экстренного торможения дать пилоту возможность управлять транспортным средством, минимизируя риск аварийности. Подобный финт нельзя провернуть на авто, обделенном этой функцией – при нажатии педали в пол колеса блокируются, и «рулевой» теряет контроль над машиной, которая уходит в неуправляемое скольжение. Подобное «автономное плавание» нередко заканчивается ДТП.
Чтобы избежать столь плачевных последствий, лучше всего не нажимать со всей дури на тормоз, а прибегнуть к интенсивному прерывистому торможению, позволяющему в процессе прокручивания колес хоть как-то стабилизировать автомобиль. По сути, как раз это ABS и делает за вас, но ее забота порой бывает излишней.
Например, на льду на машине с шипованной резиной антиблокировочная тормозная система может оказаться совсем не эффективной. Дело в том, что шипы сильнее и глубже врезаются в ледяную корку лишь в случае полной блокировки колес.
Непростая ситуация возникает также на песке или в снегу: под действием массы авто колеса «нагребают» перед собой вал и получают дополнительный упор, способствующий наиболее эффективному торможению. Но опять же – потеря контроля над управляемостью транспортного средства остается исключительно на совести водителя.
Безусловно, современные системы весьма умны: они умеют самостоятельно регулировать тормозное усилие в зависимости от качества и типа дорожного покрытия, а также степени износа шин. Иначе говоря, ABS постарается не допустить превышения предельного усилия, если сцепление с дорогой частично потеряно (например, при выезде правыми колесами на грунтовую обочину, колею и влажную или ледяную поверхность), но тормозной путь в этом случае может увеличиться едва ли не вдвое.
Еще хуже обстоят дела на траве, особенно на мокрой – быстро остановить скользящую машину достаточно сложно. Экстренная остановка затрудняется и в случае, когда авто подпрыгивает на изъянах дорожного полотна: антиблокировочная система идеально работает только при уверенном контакте с поверхностью всех четырех колес.
В любом случае, электроника только лишь дает вам шанс, а вот сможете ли вы им воспользоваться – это целиком и полностью зависит от ваших водительских навыков, от быстроты реакции.
Действительно, попытаться изменить траекторию движения машины, вооруженной ABS, вполне возможно. Вот только для этого нужно работать рулем, а не давить в пол руками и ногами, выкрикивая нецензурные слова вперемешку с взываниями к Богу.
Понятное дело, что время на принятие решения в критической ситуации ограничено, однако полностью полагаться на электронику не стоит – без вашей помощи от аварии она, увы, не спасет.