Даже в небольшой дождь на скорости 80 км/ч при толщине водяной пленки на асфальте всего в 1 мм сцепление новой шины с дорогой ухудшается примерно в два раза, а во время ливня – более чем в пять раз. У истертого протектора сцепление еще хуже. Особо опасно начало дождя, когда его струи еще не успели смыть с асфальта скользкие микрочастицы резины, масел и пыли.
Обычно первым в стандартном списке советов по безопасному вождению ставиться соблюдение скоростного режима. С одной стороны, это правильно: безопасная скорость на мокрой дороги зависит от множества факторов, правильно учитывать которые позволяет только наработанный водительский опыт. Качество и тип дорожного полотна, толщина водяной пленки, тип машины и ее привода и т.д. – на выбор безопасной скорости влияет все.
Но никакой скоростной режим не спасет, например, от аквапланирования, если автовладелец не озаботится приобретением летних шин с рисунком, эффективно отводящим воду из пятна контакта колеса с асфальтом. Поэтому еще на стадии покупки новых шин стоит обратить внимание на модели с асимметричным рисунком и широкими продольными водоотводящими каналами. При этом хорошо, если резиновая смесь такого колеса будет содержать полимеры и соединения кремния – последние в рекламных буклетах почему-то именуются словом «силика».
Разумеется, следует следить и за уровнем износа протектора. В действующем сейчас в России техрегламенте «О безопасности колесных транспортных средств», говорится, что машина не имеет права выезжать н дороги общего пользования в случае, когда глубина протектора ее колес меньше 1,6 мм. Однако многочисленные исследования шинников свидетельствуют, что для эффективного отвода воды из пятна контакта летом нужны не менее 4-5 миллиметров остаточной глубины протектора.
Мало кто из водителей отдает себе отчет, что даже неправильная величина давления к колесах привести к потере управляемости и аварии. Когда шина слегка приспущена, резко падает сцепление с дорогой у центральной части протектора. Если же колесо перекачано выше нормы, то за дорогу перестают нормально цепляться его плечевые зоны.
В заключение нельзя не напомнить, что в дождливую погоду, как и на ледяной дороге, категорически не рекомендуются любые резкие «телодвижения» – будь то вращение руля, нажатие или отпускание педали газа, а также торможение «в пол». На мокрой дороге подобные выкрутасы могут привести к неуправляемому заносу кормы, скольжению передних колес и, в конечном счете, ДТП. На скользком покрытии водитель должен все делать плавно и заранее.