В конце концов, это пять тысяч километров в одну сторону… В общем, количество этих «нет» в глазах обычного человека (а не энтузиаста-путешественника) определенно перевешивает положительные аргументы. Но на самом деле, поверьте, все не так уж и плохо.
Впрочем, если бы не приглашение «Nissan», приуроченное к юбилейным торжествам, связанным с выпуском первого полноприводного автомобиля марки, автор этих строк тоже вряд ли сподобился бы на такую авантюру. На поездку уйдет как минимум пара полноценных недель, одну из которых займет дорога от Москвы до Бурятии и обратно. Редактор бы точно оценил эту шутку и вместо командировки выписал очередной отпуск. Так что мое путешествие прошло в максимально облегченном варианте: самолет до Улан-Удэ, получение автомобиля и прописанный в навигаторе маршрут в три сотни километров.
Скажу сразу, что провернуть подобное в частном порядке будет тяжеловато. Авиационная составляющая — не проблема (рейс из «Домодедово» отправляется туда ежедневно), а вот обзавестись персональными «колесами» на время уик-энда будет непросто. И это при том, что подобный сервис не чужд и местным предпринимателям.
Порядок цен — от 1200 до 2500 рублей в зависимости от срока аренды и свежести авто, но рассчитывать, что за эти деньги вам подгонят даже потрепанный Land Cruiser, я бы не стал — в лучшем случае KIA Cee’d с базовым мотором и АКП. Но основная масса предложений все же крутится вокруг неубиваемого Renault Logan. Тем не менее если озаботиться вопросом заранее, не исключено, что нужный вариант вам все-таки подкинут, так как наряду с вполне официальными конторами в бизнесе есть и ощутимое количество частников, у которых наверняка можно найти хоть черта лысого. Вопрос лишь в том, во сколько эта прихоть обойдется вашему кошельку.
Впрочем, если вы намеренно не собираетесь в тяжкий «оффроад», для безопасного передвижения вполне хватит и легкового седана. Дороги в Бурятии, вопреки расхожему мнению, есть, и их состояние как минимум не хуже, чем в нынешнем собянинском хозяйстве.
По сути, внедорожными возможностями выпавшей нам по жребию Navara автор этих строк с напарником воспользовались лишь единожды — когда забирались на покрытую снегом сопку. Виды, кстати, были потрясающие. Но для того чтобы в полной мере насладиться местными красотами, с асфальта можно вообще не съезжать, ибо подобные картины и сюжеты встречаешь здесь буквально на каждом углу.
Парадоксально другое — сам Улан-Удэ на этом фоне напоминает холостой выстрел, так как классических в нашем понимании достопримечательностей в городе отродясь не бывало. За исключением разве что самой большой в мире головы вождя мирового пролетариата. На нее стоит посмотреть только для того, чтобы оценить задумку скульптора, лишившего изваяние всего, даже шеи. Кроме того, много времени это не займет. Во-первых, у постамента ничего интересного нет, так что осмотр проще произвести прямо из окна движущегося автомобиля. А во-вторых, даже в час пик трафик в городе чуть плотнее, чем в ночной Москве. Ну и в-третьих, самостоятельная экскурсия позволит вам вдоволь накататься по городу и удостовериться, что все то же самое можно увидеть, посетив, к примеру, Рузу, Волоколамск или Серпухов. В последнем случае путешественник может погулять по местному кремлю, здесь же такой возможности не будет в принципе, потому как город Верхнеудинск основан в 1775 году, а до той поры представлял собой одноименный казачий острог.
Есть, кстати, и еще один повод не тратить на него драгоценное время — это пешеходы. Они — первое, что бросается в глаза в Улан-Удэ. Причем как в прямом, так и в переносном смысле слова. Наглость и мужество, с которыми они лезут под колеса, достойны эпической саги времен Второй мировой, проблема лишь в том, что главный герой в подобных произведениях обычно трагически погибает в неравной борьбе с превосходящим его по численности и силе противником. В нашем случае обошлось без жертв, но опасаться их все-таки стоит. Самое смешное, что «выдрессировали» пешеходов местные гаишники, предпочитающие «обилечивать» моторизованных участников движения, а не воспитывать «безлошадных».
Других (неживых) достопримечательностей в республике не так уж и много. Хотя Бурятия — не самый безнадежный в этом плане регион. Иволгинский дацан — духовная столица Буддийской традиционной Сангхи России. Замечательное и неожиданно красивое по местным меркам место, где (если очень повезет) особо любознательного путешественника пустят осмотреть нетленные мощи Пандито Хамбо-ламы Итигэлова (они старше самого дацана больше чем на четверть века) — очень святого человека, который в свое время стал носителем буддистской философии в этих краях. Не буддисту, впрочем, это не слишком интересно, так что на посещение монастыря имеет смысл отвести максимум пару часов. Во-первых, зимой в урочище достаточно холодно и ветрено, во-вторых, если подойти к планированию времени более-менее рационально, есть шанс, что вы подъедете к Байкалу засветло.
По сути, на озеро ведут лишь две дороги: либо довольно скучная в эстетическом отношении федеральная трасса М55 с не слишком качественным, но даже в минус тридцать очищенным насухо покрытием, либо идущая через Турунтаево Р438.
Не знаю, как летом, но зимой этот путь великолепен: укатанный в ноль снежный накат, практически полное отсутствие лишнего транспорта и живописнейшие перевалы. Главная проблема — отсутствие связи. Сотовая связь в этих местах нормально работает лишь по большим праздникам. И это значит, что в случае поломки машины рассчитывать придется только на себя и тех, кто проезжает, — тепло из салона заглохшего авто выдует через полчаса максимум. Кроме того, часть этого пути не видят не то что штатные навигационные системы, но и «наладонники», так что неплохо иметь при себе еще и подробную карту.
Кстати, о машине. Казалось бы, наиболее утилитарная в линейке «Nissan» модель (еще более «злой» пикап NP300 все-таки натуральный комтранс) в этих условиях должна чувствовать себя как рыба в воде, однако… Дизель нас не подвел ни разу, трансмиссия тоже, но туристический потенциал Navara однозначно губят разгруженная «корма» и рессоры. Чуть пережал «газ» на накате — и задние колеса тут же устремляются вперед, норовя обогнать передние. В итоге там, где аналогичный Pathfinder прет как танк на скорости 80–90 км/ч, безопасная скорость пикапа — чуть больше 60. И это при том, что на асфальте они ведут себя практически одинаково.
Второй немаловажный момент — грузовместимость. Когда на улице мороз за двадцать, про кузов можно забыть, ибо личные вещи в него не положишь. Для этого как минимум нужна специальная крышка, а лучше кунг. В совсем уж крайнем случае можно обойтись крепежным бандажом (иначе чемоданы выпадут из кузова на первых же километрах), но тогда готовьтесь вытряхивать снег из самых неожиданных мест, так как он будет везде.
Эту особенность местных дорог, впрочем, стоит учитывать постоянно — поднятый внедорожником шлейф растягивается метров на 200–300, поэтому любители «висеть на хвосте» видят в буквальном смысле слова молоко, в котором порой трудно разглядеть не только силуэт машины, но и находящиеся в паре метров перед тобой стоп-сигналы. Впрочем, если соблюдать правила приличия (в том числе и скоростной режим, что особенно актуально в сумерках), до нужной точки на берегу Байкала вы доберетесь без приключений.
Решением этого вопроса, разумеется, тоже стоит озаботиться заранее. Проблема размещения стоит не так уж остро — на побережье достаточное количество турбаз, частных гостиниц и гостевых домов, однако ехать наобум, конечно, не стоит (есть шанс, что ночевать вы будете в заведенной машине).
Остальное же зависит от ваших желаний, возможностей и… восприятия. Байкал колоссален, его можно описывать, фотографировать, рисовать, но он у каждого свой. Его нужно видеть собственными глазами. Смотреть сквозь прозрачный как стекло лед, пытаться форсировать торосы высотой в человеческий рост и просто дышать этим воздухом…