Как бы странно ни звучало, но это не вина «Audi». Так или иначе, эта компания во многом зависит от политики, которую исповедует руководство материнского концерна, а там, как известно, предпочитают консервативный путь развития.
Кстати, занимательная параллель прослеживается. Помимо «копейки» в ряду ближайших конкурентов А3 выступает и штутгартский А-класс, который эволюционировал с весьма нехарактерной для «немцев» скоростью. По сути, пред нами предстал совсем другой автомобиль. И довольно неплохой, надо сказать... Но тут интересно другое: решились бы при прочих равных на подобную революцию топ-менеджеры VW или продолжили бы гнуть прежнюю линию, доказывая клиентам, что это они не правы, считая провалившийся компакт недостойным автомобилем? Почему-то мне кажется, что в Вольфсбурге и, как следствие, в Ингольштадте стояли бы на своем до конца.
С другой стороны, вряд ли такая машина вообще появилась бы в линейке. Возможно, такое упорное нежелание рисковать как раз и является причиной того, что «Audi» последние пару лет не может не только BMW догнать, но и от «Mercedes» оторваться. Впрочем, 2013 год перевернет в этом классе все с ног на голову. И А3 безучастной тут не останется. Даже несмотря на то, что кардинальных улучшений в ней вроде бы не случилось.
Что бы ни говорили немцы, представляя Sportback массам, с точки зрения клиента он почти не изменился. Да, платформа вроде бы новая, но VW по обыкновению своих секретов не выдает. Формально она даже модульная, но где гарантия, что на самом деле MQB не представляет собой «коляску» прошлого поколения? Хетчбэк стал длиннее? Замечательно! Однако то, как растягиваются переднеприводные платформы, VW демонстрирует нам уже не первый год: на прошлой базе немцы строили чуть ли не два десятка разномастных и разнокалиберных моделей. Здесь, впрочем, возникает другой вопрос: действительно ли вы хотите знать, насколько пятидверный А3 больше и легче предшественника? Ведь счет идет на миллиметры, которые все равно не превратят компактный автомобиль в машину семейного класса. А по поводу веса… Они сейчас все его активно теряют, чем Audi-то хуже? Лояльных клиентов (а их большинство) этот момент точно не волнует — они по поводу стиля не очень-то парятся, а тут какие-то миллиметры.
Им куда интереснее то, что в А3 теперь тоже все по-взрослому: светодиоды в фарах, «трехмерная» оптика. Современно, модно, технологично. Облик машины при этом плюс-минус тот же, Sportback разве что мускулистее стал. Преображение в стиле «купил годовую карту в фитнес, зацени мой новый бицепс», но в целом здесь все по делу — хороший стиль, удачная компоновка и правильная расстановка акцентов. Этот экстерьер силен не сам по себе, но деталями, всеми силами отвлекающими наблюдателя от безликой в общем-то основы.
Чтобы увидеть все это, нужно поездить на А3 хотя бы пару дней. Впрочем, не исключено, что такое отношение к стилю является следствием этой самой езды, ибо как к средству передвижения какие-либо претензии к этой машине предъявить невероятно трудно.
Почти невозможно. Представьте, что вы надели костюм, сшитый именно для вас, на заказ. Это примерно то же самое. Сев в машину, я вдруг обнаружил, что все тут очень родное и знакомое, хотя ни одной Audi или любой другой фольксвагеновской машины у меня отродясь не было. Вот такой парадокс: сел и через 20 секунд уже поехал, без петтинга, предварительных ласк и иных лубрикантов.
Причем немцы ничего не испортили. Ход по-прежнему плотный, но энергоемкости тут вполне достаточно даже для того, чтобы переехать через трамвайные пути, не получив при этом сотрясение мозга. В крайнем случае в арсенале есть опционное активное шасси. Руль, разумеется, легкий, девчачий, но при этом достаточно информативный (насколько, конечно, можно назвать информативной «баранку», наделенную электроусилителем). Не понравилось лишь то, что в повороте все попадающие под колеса выбоины и асфальтовые швы тотчас оказываются на руле. Такое ощущение, что руками ты не его держишь, а рулевые наконечники.
Вот с динамикой проблем нет вовсе. Впрочем, учитывая, что под капотом стоял 180-сильный TSI, удивительным было бы как раз обратное. Как ни странно, Sportback отлично реагирует на газ. Для машины с турбированным мотором все происходит достаточно быстро: 7,3 секунды по спортивным меркам показатель не ахти какой, но для городской машины очень даже приличный. Немного расстраивает только S-tronic. Со скоростью переключений проблем нет. По сравнению с исходной DSG — более ровное поведение, но разгон и тут получается довольно рваным. Кроме того, в нашем случае я отметил неприятную особенность, которая, возможно, касается конкретной машины: в «пробке» или на светофоре у A3 порой начинался вполне ощутимый тремор. Причем проблема эта плавающая: сейчас есть, при следующей остановке — нет, даже если та всего в полусотне метров.
Тем не менее я охарактеризовал бы Audi как весьма приличную и довольно быструю машину, отличающуюся респектабельным и вполне покладистым характером. Эдакий Golf с прослойкой пралине, залитый тонким слоем черного швейцарского шоколада и упакованный в более дорогую обертку. Я бы не сказал, что это делает A3 лучшим предложением в классе. Более того, она, как и прежняя версия, по качеству хода уступает двум вышеназванным конкурентам, но та не выглядела столь же соблазнительно.
И при этом я не упомянул о традиционных немецких ценностях, о том, что в Sportback по-прежнему отлично сидится, он обладает на удивление качественным и хорошо прорисованным интерьером и приличным по меркам этого класса багажником.
Скажем так, я бы не купил эту машину для себя не потому, что она меня чем-то не устраивает, а просто потому, что я предпочитаю авто несколько иного плана, которые обладают менее однозначными повадками и позволяют мне как водителю делать то, что Audi старается пресечь на корню. Она — как и сам VW, предпочитающий диктовать свои условия, но не принимающий их со стороны, даже если речь идет о собственных клиентах.
Технические характеристики:
Audi A3 Sportback 1,8 TFSI
Длина (мм) 4310
Ширина (мм) 1785
Высота (мм) 1425
Колесная база (мм) 2636
Масса (кг) 1355
Объем багажника (л) 380
Раб. объем двигателя (см3) 1798
Макс. мощность (л.с. при об/мин) 180/5100
Макс. крутящий момент (Нм при об/мин) 250/1250
Макс. скорость (км/ч) 235
Разгон 0–100 км/ч (с) 7,3
Средний расход топлива (л/100 км) 5,6
Цена (руб.) от 1 039 000