Дорожный инцидент, приведшей к смерти одной из истиц и тяжелому ранению другой, был вызван внезапным ускорением автомобиля. И иск, вчиненный «Toyota» представителями пострадавших, лишь первый из нескольких сотен подобных, предъявленных японской корпорации в федеральных судах. Во всех этих исках утверждается, что непредсказуемое самопроизвольное ускорение седана Camry и ряда других моделей возникает из-за дефекта в контрольном блоке электронной дроссельной системы его двигателя.
Что касается случая, рассмотренного судом Оклахомы в пользу истцов, то он произошел еще в 2007 году, но, как говорится в русской пословице, судебная улита едет, когда-то будет! Camry 2005 года выпуска, который вела 76-летняя Джин Букоут в сентябре 2007 года, вышел из-под контроля когда она съезжала с хайвея. Она не сумела остановить взбесившуюся автомашину, случилось ДТП, в котором погибла ее подруга 70-летняя Барбара Шварц, а сама Букоут получила тяжелые травмы.
Во время судебного процесса представитель «Toyota» Карли Шафнер отказалась признать, что Camry, принадлежавший Букоут, был с дефектом, однако жюри федерального суда отвергло доводы защиты японской корпорации и, таким образом, был создан первый прецедент положительного судебного решения по многочисленным искам, связанными с внезапным самопроизвольным ускорении этой модели. «Мы самым серьезным образом не согласны с приговором, - заявила после суда Шафнер, - но удовлетворены тем, что стороны нашли взаимоприемлемое решение этой тяжбы. Мы по-прежнему неукоснительно придерживаемся правила предоставлять нашим клиентам надежные и безопасные автомобили».
Один из адвокатов потерпевших, так прокомментировал ситуацию: «Мы полностью уверены в том, что поведение «Toyota» c тех самых пор, как появилась электронная дроссельная система, было постыдным. Будем надеяться, что корпорация отзовет все подозрительные в этом смысле автомобили и установит в них безопасный компьютер».
Адвокаты обращают внимание на то обстоятельство, что внезапное «взбрыкивание» «тойот» значительно участилось после того, как корпорация начала оснащать их системой ETCS-I, посредством которой дроссель управляется с помощью электроники, а не механически. Сигнал на изменение положения дросселя подается датчиком, который отслеживает, насколько глубоко утоплена педаль газа водителем. Этот сигнал подается в компьютер, после чего он и выдает команду приводу дроссельной заслонки на открытие или закрытие. По мнению экспертов, какие-то посторонние электрические импульсы воздействуют на электронный привод дросселя, а тормоза не поспевают за рывком двигателя. Адвокаты Джин Букоут настаивали на том, что ее седан Camry должен был быть оснащен еще и специальным устройством, которое было бы способно экстренно затормозить автомобиль в случае его внезапного самоускорения. «Toyota» же стоит на своем и упорно настаивает на том, в электронной системе управления дросселем Camry и других ее моделей дефектов нет.
И тут стоит напомнить, что этот японский автопроизводитель в сентябре 2009 г. объявил об отзыве 3,8 млн. «тойот» и «лексусов» из-за того, что резиновые маты, застилающие пол под ногами водителя, могут зажимать педаль газа. Позже корпорация заявила, что имеется дефект и в конструкции педали газа. Всего с 2009 по 2010 год «Toyota» отозвала 10 млн. своих автомобилей, чем вызвала поток исков, в которых утверждалось, что обнаруженные дефекты снижают потребительскую ценность купленных автомобилей и являются причиной ДТП с тяжелыми ранениями и смертью владельцев и пассажиров. По этим искам «Toyota» уже выплатила $1,6 млрд. Однако Camry-2005 Джин Букоут не отзывался.
Через месяц «Toyota» предстоит отстаивать свою честь и деньги в пятом процессе в штате Калифорнии, на котором будут рассматривать 200 случаев увечий и смертей, вызванных внезапным спуртом авто этого бренда, затем последует такой же процесс в штате Мичиган. Во многих исках указывается, что причина непредсказуемого поведения «тойот» не в прилипших матах или неудачной конструкции педали газа, а именно в дефективном контрольном блоке электронной дроссельной системы.