8292

Back in USA

На XXII Олдтаймер-Галереяе Ильи Сорокина побывал автоэксперт Сергей АСЛАНЯН
Американская выставка в Сокольниках 1959 года неизбежно стала антисоветской. Удар по нашим устоям, подрыв социализма и воздействие на умы советских людей был такой запредельной мощности, что при Сталине за сам факт посещения можно было бы получить высшую меру по ст.58.1а УК РСФСР в редакции 1934г. (измена Родине).
Поделиться
Изображение Back in USA

Билеты на выставку не продавались. Они распространялись по предприятиям среди самых достойных, проверенных и стойких. Но, не смотря на передовицы «Правды», партсобрания и комсомольскую работу, люди не вынесли натиска империалистов. Вся пропаганда СССР, все усилия по воспитанию бойцов с капитализмом, вся решимость клеймить, изобличать и всегда верно угадывать надлежащий курс, провалились за шесть недель (с 24 июля по сентябрь 1959 года). Официально мероприятие называлось «Национальная выставка США» и содержало все примеры американского образа жизни: Киоск Пепси-Колы, Детскую площадку, Скульптурный сад, Оснащенную зону отдыха, Издательский киоск, Киоск красоты, Показ мод, Машины для голосования, Телевизоры, Макет дома Олл Стэйт, Сельскохозяйственное оборудование, Американскую архитектуру, Дженерал Моторз, Крайслер, Форд, Чудо кухню, Книжную выставку, Бытовую технику, Галерею искусств, Макет типовой квартиры, Студию цветных телевизоров, Мебель для дома, Супермаркет, Женскую одежду, Семиэкранный фильм Имсов, Компьютер IBM RAMAC, Выставку науки, образования, космоса и медицины.

Но сильней всего валил с ног автомобильный раздел. GM, Chrysler, Ford деморализовали, опустошили и потрясли людей настолько мощно, что прийти в себя они уже не могли. Все усилия политико-воспитательной работы разбились в чрезвычайно мелкие дребезги. Потрясенные Америкой передовики производства и победители соцсоревнования рассказывали и показывали (в основном буклеты, до сих пор почитаемые в народе) о невиданной стране, невероятном уровне жизни и предметах обихода, не имеющих аналогов и даже названий. Проверенные партией люди невольно порождали слухи, творили легенды и сочиняли сказки оставшимся за забором Сокольников, не проникшим на закрытую территорию запрещенного соблазна и очевидных потребительских преимуществ. Хотя под забором тоже лезли, уворачиваясь от заградотрядов милиции. За время работы по официальным данным поглядеть Америку смогло более двух с половиной миллионов человек. Результат – целое поколение отравленных выставкой людей, дополнивших собой жертв первой антисоветской идеологической диверсии 1957 года (Фестиваль молодежи и студентов в Москве). К стилягам добавились латентные диссиденты. Обе категории оказались неизлечимы и развитой социализм строили уже без них. Американская выставка стала крупнейшим провалом нашей пропаганды за всю послевоенную историю СССР.

Нынешний павильон №2 в Сокольниках построили как раз к той самой Национальной выставке Америки (он назывался Glass Pavilion). Состоявшаяся XXII Олдтаймер Галерея Ильи Сорокина (7-10.03.2014) прошла в нем же и была приурочена к 55-летию американской выставки. Ключевой экспонат – белый Plymouth Belvedere. По легенде тот самый, лично подорвавший устои социализма в 1959 году. А вокруг аутентичные машины почти тех же лет, концентрированно поддержавшие дух времени: Chevrolet Corvette C1, Cadillac De Ville, Chevrolet Impala, Ford Thunderbolt, Cadillac Eldorado, Edsel Corsair, по легенде тоже живой участник той самой выставки…

А кроме машин – схема экспозиции (все три автомобильные фирмы стояли на улице), те самые буклеты, даже входные билеты с оторванным контроле, россыпь журналов в диапазоне от «Time» и до «Америка» с рецензиями и политическими заявлениями, портреты Никсона и Хрущева. Организаторы нынешнего фестиваля старины устроили погружение во время в неспешном ритме осознания того, каким глазами смотрели советские люди на все это 55 лет тому назад: пережить американскую выставку было невозможно.

Поскольку Олдтаймер Галерея кроме основной темы всегда сверкает сокровищами общечеловеческого понимания, остальная площадь двух залов была отдана привычным участникам: антикварам, коллекционерам, реставраторам, мастерам, ремонтникам, исследователям, старьевщикам, энтузиастам, фанатам и барахольщикам. Но идеологическим мостиком от Американской выставки 1959 года к XXII Олдтаймер Галерее 2014 года, стали не автомобили, а тракторы мастерской Шаманского, поддержавшие теперь уже канувшую в Лету экспозицию раздела «Сельскохозяйственное оборудование». Такого музейного уровня реставрации тракторы у нас удостаиваются крайне редко. Застенчивый ДТ-20 с одноцилиндровым дизельным двигателем мощностью 20 л.с. 1958 модельного года; «Универсал-2» 1930 модельного года на железных колесах с четырехцилиндровым мотором в 22 л.с., работающем на керосине; гусеничный СТЗ-3 с карбюраторным двигателем мощностью 52 л.с печального 1937 модельного года; грандиозный дизельный Сталинец в 65 л.с. все того же пугающего 1937 года.

А все остальное - роскошь автомобилей. Самый ценный экспонат Locomobile Model 48 1914 г.в. Название фирмы Локомобиль настолько древнее, что когда его придумали в 1899 году, не очень было понятно, как правильно называть транспорт с мотором и некоторое время слово Локомобиль обозначало все, что двигалось по дороге или работало в поле на пару. У нас в истории с Локомобилем связано появление, еще до революции, фабрики по впуску сельскохозяйственной техники в городе Запорожье, через несколько десятилетий ставшей заводом малолитражных автомобилей «Коммунар», проще говоря ЗАЗ. По совпадению на соседнем стенде стоял неприлично розовый ЗАЗ-965.

Сиятельная старина поразительного Cadillac 353 черного цвета, сохранившегося с 1929 года, подчеркивала наглядность тезиса, что Кадиллаки уже не те. Отогнать публику было невозможно и от Citroën Traction Avant 11BL 1953 года выпуска. Модель мало изменилась с момента своего дебюта в 1934 году. Но большинство посетителей видели в машине отлично отреставрированную старину и не знали, что это революционная переднеприводная модель, отмечающая 80-летие воплощенной идеи. Даже проглядывающая сразу за решеткой радиатора КПП, поставленная против хода и оказавшаяся за передней осью, мало кем была отмечена.

Один из самых старательных коллекционеров и реставраторов страны Вячеслав Лен с размахом украсил Галерею красавцами разных лет, но акцент сделал на военную технику. Schwimmwagen, плавающий Volkswagen Typ 166, первого выпуска 1942 года в родной краске темно-серого цвета и аутентичной комплектации, включая подлинное весло. Как все у Лена, Швимваген на ходу и на плаву. А рядом предок Audi Q7 - Horch 901 Kfz.15 образца 1937 года.

Немецкую тему охотно поддерживают и старьевщики, торгующие развалами запчастей ко всему на свете и сопутствующими немецкими кителями и касками с логотипом SS.

Наше все – это «Волга» ГАЗ-21. История ее воцарения на пьедестале началась с того, что у мальчика Ванечки Падерина был дедушка и у него была черная Волга. Машина стала спутником детства Ванечки и его мечтой. Весь советский автопром сконцентрировался для впечатлительного мальчика в одном автомобиле, на котором иногда удавалось покататься. Потом дедушка эту машину внуку Ване, студенту МАДИ, подарил. Иван получил в руки мечту детства и уже не расстался с ней, замахнувшись на реставрацию и неразумный апгрейд. Инженером Иван не стал, зато стал настырным журналистом и принялся писать по всей стране о гениальности «Волги». Гнал волну он лет десять, после чего написал книгу о любимой машине. А поскольку на фоне всеобщего перехода на иномарки нашу технику никто не пиарил и вообще стеснительно помалкивал, вакуум заполнился энергией одного человека с детства больного одной машиной. С тех пор мы неизбежно знаем, что ГАЗ-21 – это наше все сразу после Пушкина. Как хорошо, что у дедушки была «Волга», а если бы Запорожец… На Олдтаймер-Галерее «Двадцать Первых» было, как в советском таксопарке – всех видов, цветов, состояний и один универсал ГАЗ-22.

Но тему нашего всего ежегодно поддерживает трое энтузиастов, в жизни которых были машины марки «Москвич»: Дмитрий Ольшевец, Владимир Цуцуяну, Владимир Якунин уже вернули к жизни в отменном качестве реставрации «Москвич»-403Э, «Москвич»-412, а в этот раз показали два автомобиля 2140-Люкс – спортивную и гражданскую. Дмитрий Ольшевец лучший в стране по двигателям УМЗ и поэтому обе машины на отличном ходу.

Более глубокое наше все – ГАЗ ММ-В с брезентовой крышей, без дверей и единственной фарой, та самая полуторка войны, которую ошибочно зовут ГАЗ-АА. Машину восстановили давно и теперь она заслуженно посещает все подходящие по теме мероприятия. И по праву. В этом году она взяла с собой полевую кухню в состоянии войны.

Олдтаймер-Галерея не только выставка. Это еще и клуб по интересам. И после первой волны впечатлений от лака, хрома и годов выпуска начинается самое интересное –разглядывание по углам. Здесь наиболее контактные собеседники и самые удивительные предметы. Педальные машинки в каждом зале, а при входе в павильон №11 даже детская площадка для катания малышей. На тех самых железных машинках, о которых мечтал каждый советский ребенок. А рядышком безупречно тематические игрушки, американские, того же периода, что и американская выставка.

У Ильи Сорокина получается собирать на свои Олдтаймер-Галереи не только уникальную технику, но и уникальных людей. Открытых, радостных, знающих. И каждый стенд, каждая машина - повод для разговора со знатоком, которого в обычном мире не найдешь и диалог с которым вне этой темы не получится. А здесь, на выставке, не хватит четырех дней, чтобы поговорить с каждым из них. А если без стенда? Где еще можно запросто пообщаться с живой легендой автоспорта Вадимом Борисовичем Ржечицким? Заслуженным мастером спорта СССР, многократным чемпионом и призёром СССР в кольце и ралли, победителем ралли Нигерия 1973 года на автомобиле «Москвич». Он и Чемпионом Москвы был много раз. На вопрос «Вадим Борисович, а сколько раз Вы Москву брали?» он вежливо отвечает «Золотых семь, а серебра и бронзы не давали, за второе и третье место только дипломы».

По выставке ходят люди, переполненные воспоминаниями, историями, легендами. Они готовы рассказать свою жизнь первому встречному, настолько добрая здесь атмосфера. Все кажутся почти друзьями… Дед Станислав на МЗМА проработал пять лет мастером, искал на Олдтаймер-Галерее кого-нибудь из ветеранов завода. Рассказал заводскую легенду о том, как два «Москвича» готовили для подарка американскому президенту, доставали в Югославии краску для них, мыли сам завод, скребли полы, а потом СССР сбил Пауэрса и подарок не состоялся… 

Почтение к старинным машинам – атрибут нынешней сытости? Во всю стену павильона фотоработы Александра Ивановича Хлупнова  о советском периоде уважения, реставрации и коллекционирования раритетной техники. Здесь внимательные зрители добавили к своему представлению о жизни в СССР несколько новых названий и имен людей, бывших очевидцами Американской выставки 1959 года в Сокольниках.