В конце марта на встрече с главой Минпромторга РФ представителям крупнейших игроков российской автомобильной промышленности было отказано в возобновлении программы льготного автокредитования. Руководитель ведомства Денис Мантуров тогда категорично заявил, что с легковых автомобилей хватит, и настало время помочь коммерческому транспорту. Что случилось за прошедший месяц, и почему о льготной программе вдруг снова заговорили?
Последняя программа также началась в июле и «сдулась» раньше положенного срока на три месяца — 31 декабря 2013 года. За это время правительство успело «потерять» 8,6 миллиардов рублей, направленных на компенсацию части процентной ставки по автокредитам, которые граждане взяли на покупку 276 640 автомобилей.
Не хочется быть сторонником теории заговоров, но не Крым ли выступил причиной перемены решения? В условиях нынешнего возникновения санкций, осуждений и конфронтацией с мировым сообществом идея «подмаслить» иностранный бизнес в России кажется вполне логичной. Категоричный отказ от предоставления льгот, прозвучавший месяц назад, плавно сошел на нет. Теперь Минпромторг готов обсуждать льготы, готов к мониторингу ситуации на автомобильном рынке и даже готов к оказанию помощи в ближайшие месяцы! Глядишь, немцы, итальянцы, корейцы, японцы, американцы и китайцы, вложившие в нашу страну миллионы долларов США, уговорят своих лидеров не давить на щедрую Россию. О нежелании крупного бизнеса отказываться от инвестиций в российскую экономику уже не раз упоминалось в федеральных СМИ.
Как бы то ни было, льготное автокредитование пойдет на руку не только самой промышленности, но и обычным гражданам, в первую очередь тем, кто работает на тех самых автозаводах. Увеличения объемов продаж автомобилей позволит не снижать их производство и не увольнять персонал, что прямо на наших глазах происходит сейчас у АВТОВАЗа, «Ford Sollers» и многих других. Покупательская активность возрастет, ведь льготный кредит, ограниченный определенным временным интервалом — это хороший способ перестать тянуть резину с покупкой новой машины.
Какие условия для выдачи льготного автокредита правительство выдвинет сейчас неизвестно. Прежняя предельная сумма покупки автомобиля составляла 750 000 рублей, причем клиенту не стоило беспокоиться, где именно произведена его будущая покупка — на территории России или за ее границами. Более того, если машина стоила, скажем, 760 тысяч, то автопроизводитель просто мог сделать скидку, и тогда льготный кредит был бы в кармане. Однако россияне в 80% случаев все же предпочли отечественную сборку.
С прошлого года цены на новые авто заметно подскочили, так что список машин не то что уменьшиться (за это время в продаже появится еще много дешевок вроде Datsun и их китайских собратьев), но скорректируется в еще больший уход от того, что в цивилизованной стране считается нормальным автомобилем.
Скажем так, беря в кредит автомобиль стоимостью 750 000 рублей — условной предельной суммы будущей программы, каждый может спокойно накинуть 50 тысяч, дабы включить в комплектацию систему стабилизации и еще пару лишних подушек безопасности. Какая разница, выплачивать 15 тысяч в месяц или 16? Однако льготное автокредитование этого сделать, увы, не позволит. Покупатели вынуждены будут до последнего ужимать характеристики своей новой машины, лишь бы она была больше размером и более престижной марки. Эти параметры в нашей стране ценятся больше, чем собственная жизнь и здоровье близких людей.