Компактные дорожные холодильники – штука на нашем рынке довольно востребованная, причем среди разных категорий вояжеров. Ими активно пользуются дальнобойщики, любители длительных автопутешествий, охотники и рыболовы. Правда, у этих популярных походных агрегатов есть один недостаток – практически все они не способны работать в режиме заморозки и могут лишь охлаждать продукты. А это значит, что хранить в них свежеохлажденное мясо или рыбу можно лишь два-три часа. А как быть, если вы планируете длительный вояж по глухим местам вдали от населенных пунктов, когда до ближайшего жилья несколько десятков верст? Можно, конечно, запастись сухими кашами и «дошираками», но вряд-ли при таком раскладе речь будет идти о полноценном питании. И это при нынешней ситуации, когда едва ли не у каждого второго взрослого мужика в нашей стране фиксируется хронический гастрит. А потому согласитесь, что с домашними пельмешками и настоящим мясным бульоном палаточная кочевая жизнь лично нам представляется куда как интереснее. Но вот как заморозить приготовленные в дорогу полуфабрикаты?
Этот вопрос оказался едва ли не ключевым при подготовке к экстремальному внедорожному автопутешествию по захолустью Костромской области. А лето нынче выдалось жаркое, иногда со средними дневными температурами за тридцать градусов. И как тут хранить припасы, ведь в подобных условиях обычные автомобильные холодильники способны понизить температуру в камере в лучшем случае до +10…+14 градусов?
Обещанному — верить
Но проблему мы все же решили. Выручили партнеры из столичной компании «Апико», занимающейся поставками импортных автоаксессуаров. Они предложили опробовать в реальных походных условиях опробовать автомобильный компрессорный холодильник MT-45F японской фирмы Sawafuji. Обсудив предложение, мы хотели было отказаться от него. В нашем понимании компрессорный агрегат представлялся как небольшой домашний холодильник, который, как известно, потребляет несколько сот ватт мощности. Более того, компрессорные агрегаты фактически не переносят вибрацию, тряску и наклоны – условия, которые по определению есть в любом движущемся автомобиле, особенно по бездорожью. Чтобы вы понимали нашу озабоченность, напомним: компаний, выпускающих морозильники, не боящиеся дорожных невзгод, в мире так мало, что их можно пересчитать по пальцам. Но, как оказалось, японская Sawafuji, имеющая большой опыт производства холодильного оборудования для транспорта, как раз и входит в их число. Сомнения несколько рассеялись, когда мы узнали про характеристики MT-45F. Выяснилось, что «японец» сверхэкономичен – понижая температуру в камере до -18 градусов(!), он потребляет максимум 30 ватт при максимальном токе всего 2,5 Ампер. Мы даже сначала не поверили в это, пока не получили 40-литровую модель MT-45F в свое распоряжение.
«Японец» против «канадца»
Агрегату, разместившемуся в багажнике редакционного Mercedes ML, организовали соревнование с другим дорожным холодильником – термоэлектрическим канадским Koolatron, имеющем режим легкой ( до температуры -2 градуса) заморозки.. В ходе теста, который мы проводили во время движения при наружной температуре воздуха +22 градуса, в течение нескольких часов сравнивалась скорость понижения температуры в камерах обоих агрегатов, подключенных к бортовой сети автомобиля.
Испытания показали, что морозильник, снабженный компрессором, «нагоняет» холод гораздо более динамично, чем холодильник. Всего за четыре с лишним часа езды японская модель довела камеру с хранящимися в ней куриными окорочками и мясными наборами до режима глубокой заморозки (-19 градусов), тогда как в камере у «канадца» с камерой наблюдались лишь легкие заморозки (чуть ниже нуля).
Любые дороги дороги
Самое же главное достоинство MT-45F в том, что при движении по пересеченной местности, когда машину основательно бросало на ухабах, агрегат работал как часы. Уже после поездки, в Москве, изучая его более детально, мы узнали, что иначе и быть не могло – это единственный на сегодняшний день походный холодильник, который специально создавался для применения на транспорте с возможностью эксплуатации в тяжелых, даже экстремальных условиях. Изюминка агрегата – уникальный качающийся компрессор с минимальным расходом энергии, затрачиваемой на охлаждение камеры. Это очень сильное конкурентное преимущество, позволяющее эксплуатировать автохолодильники в таких тяжелых условиях, как высокая температура наружного воздуха, вибрация, тряска, качка и т.д. Неудивительно, что этими компактными морозильниками штатно оснащаются пассажирские автобусы, эксплуатируемые в жарких странах, например в Арабских Эмиратах, где температура поднимается до +50ºC. Кстати, эти холодильники хорошо покупают и владельцы яхт и катеров.
Электропотребление по «двойному тарифу»
Среди безусловных достоинств Sawafuji MT-45F – бесшумная работа, малый ток потребления и универсальность по питанию. Например, взятое нами на тест устройство оснащено встроенным адаптером, автоматически выбирающим тип сети: бортовая с напряжением 12 или 24 В, или же бытовая, с переменным напряжением 220 В. А мы, путешествуя, мы во время движения включали максимальный ток (2,5 А) — для сильной заморозки продуктов. А ночью на стоянке уменьшали его до 0,5 А, устанавливая регулятором режим заморозки примерно на уровне -3 градуса. Очень удобно: малый ток потребления если и понижал за ночь емкость аккумулятора, то незначительно. По крайней мере, мотор на «мерсе» не ощущал разряда батареи и каждое утро запускался с пол-оборота.
Рыбацкое счастье
Еще одна важная особенность японского автохолодильника – отменная термоизоляция камеры. Ее емкость – 40 л, довольно большой объем. Однако холодильный агрегат гарантированно удерживал низкую температуру в этом пространстве. Достигается это за счет усиленной теплоизоляции бокса, наружные стенки которого покрыты вспененным пенополиуретаном. И мы в этом убедились лично.
Постепенно освобождая холодильник от взятых с собой запасов, мы, тем не менее, камеру пустой не держали – туда складывали на заморозку и длительное хранение пойманную (естественно, заранее почищенную) рыбу. Ее набралось килограмм пятнадцать, и всю эту добычу мы привезли домой, что называется, в свежезамороженном состоянии. Для удобства пользования морозильником в нем предусмотрена специальная легкосъемная корзина, позволяющая все содержимое камеры извлечь буквально в одно движение.
В общем, по своим эксплуатационным показателям и качеству изготовления японский автомобильный компрессорный холодильник нам более чем понравился. И мы уже прикидываем возможности по коллективному приобретению устройства для будущих автопутешествий. Да, покупать его придется вскладчину, так как цена Sawafuji MT-45F, прямо скажем, «кусается» — 98 000 рублей.