Если хотя бы 10% жителей столичного региона заставят ежедневно ездить на работу не на личной машине, и даже не на общественном транспорте, а на велосипеде, пробок станет на порядок меньше. В Москве даже пытаются кое-что в этом смысле предпринимать. Организуют прокат «великов», строят велодорожки и даже велосветофоры. Но отчего-то массовое превращение велосипеда в средство езды на работу все откладывается и откладывается. Попробуем разобраться на примере Москвы, какие трудности и неприятности поджидают велосипедиста в городе.
«Вело» без «дорожек»
Первая сложность, которая лежит на поверхности – отсутствие инфраструктуры велосипедных дорожек. На самом деле, это не блажь. Одно дело, когда человек катается на велике в свое удовольствие. И совсем другое, когда должен к определенному времени добираться до рабочего места. Любой опытный городской байкер знает, что ехать по проезжей части получается гораздо быстрее, нежели по пешеходным тротуарам. Причина банальна: нет препятствий в виде хаотично перемещающихся «пешиков» – можно развить приличную скорость. Но отрицательная сторона от езды по проезжей части перевешивает все «плюсы». Городской скоростной лимит в виде 60 км/ч, плюс пока еще «не штрафуемое превышение» в размере 20 км/ч делают жизнь велосипедиста на дороге крайне некомфортной. Находиться на велосипеде среди маневрирующих на таких скоростях машин байкеру зачастую просто опасно.
Заметим, что власти столицы создают велодорожки: к 2015 году, например, собираются проложить по улицам еще 84 велотрассы. Но если повнимательней присмотреться к карте, понимаешь, что их параметры не рассчитаны на серьезную велосипедную загруженность. Да, некоторые из них проложены вдоль вылетных магистралей. То есть, отчасти совпадают с основными векторами ежедневного перемещения людских потоков по городу. Но это редкость. Существующие и проектируемые велодорожки, по большей части, «заточены» под развлекательную езду. То есть, для повседневных поездок на работу их сможет использовать не так много людей, как хотелось бы.
Холод не тетка
Следующим препятствием «велосипедизации» мегаполисов России традиционно называют погоду. Холод, снег, дождь и прочие погодные пакости делают велосипед нефункциональной для России штуковиной. Это правда, но лишь отчасти. Например, Норвегия и Швеция расположены куда северней Москвы. Однако многие велосипедисты там не зачехляют свои байки на зиму. Разве что, меняют обычную резину на зимнюю шипованную. Возможно, что основная причина этого феномена, помимо наличия продуманной системы велодорожек, кроется в местных способах уборки улиц и автотрасс. Зимой там не используют в массовом порядке химикаты для их обработки. Снег сгребают, вывозят, а дороги посыпают гранитной крошкой. Но реагенты не льют. Результат – отсутствие слякоти. Все снежно-беленькое, чистенькое. И еще хорошо освещенное. Демисезонной темноты-сырости-слякоти там поискать надо. К слову, много ездящие по столице России велосипедисты заметили: даже в сухую погоду дороги города почему-то сильно пачкаются именно тогда, когда их моют муниципальные службы.
Так что московскому велосипедисту, в отличие от его финского коллеги, для поездок на работу потребуется защитная спецодежда. Которую, по приезде в офис, он будет снимать, а по окончании рабочего дня – надевать вновь. Причем, в идеале, москвичу-велосипедисту на работе должно быть доступно помещение для смены гардероба. Или личный рабочий кабинет. Каждый день по утрам и вечерам переодеваться в общем туалете – удовольствие на любителя.
Что имеем – не храним
С хранением велосипеда у многих тоже проблемы возникают. В редкий офис пустят с велосипедом. Хорошо, если его есть где пристегнуть к оградке – недалеко и перед глазами какого-нибудь охранника. Окрестности далеко не каждого бизнес-центра позволяют такое. Да и дома далеко не у каждого есть, где хранить велосипед. Не в каждый лифт его впихнешь, далеко не в каждом приквартирном холле оставишь, мало кто готов держать вечно грязный байк и в самой квартире. Велосипед, как известно, удобнее всего всего хранить в гараже собственного коттеджа...
Респираторные нюансы
Из-за свойственной столице России слякотности и сырости местному столичному байкеру для всесезонной езды на работу придется озаботиться дополнительным оборудованием. Например, колесными крыльями большего размера – чтобы поменьше грязи летело на одежду. Зимняя резина – само собой. Или, как минимум, колеса с протектором позубастее. Учитывая, что зимой в столице чуть ли ни полярная ночь наступает, в обязательном порядке потребуется оснастить велосипед чем-то вроде габаритных огней. Или хотя бы световозвращающими элементами – чтобы ненароком не оказаться под колесами машины. Из комфортных опций не помешают ручки руля с электроподогревом и седло помягче, из более «теплого» материала.
А для длительной езды на велосипеде по улицам столицы потребуется совершенно неспортивный, но жизненно необходимый «аксессуар» – респиратор. Без него в конце 15-20-километрового пути вдоль шоссе вы будите вычихивать и отплевывать некую черную субстанцию. Дело в том, что при физических нагрузках легкие работают гораздо интенсивнее обычного. Они прокачивают гораздо больший объем воздуха, нежели, скажем, когда человек спокойно читает планшетник в метро. Известно, что в городском воздухе, особенно вблизи вылетных магистралей, содержится огромное количество вредных веществ. Речь идет даже не о выхлопных газах, хотя их интенсивное вдыхание тоже здоровья не добавляет. Главная опасность – твердые частицы в воздухе. Это тончайшая пыль от стирающейся резины колес и фрикционных накладок тормозных колодок авто. А также сажа, появляющаяся при работе дизельных моторов. Без респиратора все это окажется в легких велосипедиста. В помешанной на экологии Европе хотя бы с дизелями пытаются разбираться...
«Велик» по-московски
Вот таков примерный круг проблем, с которыми приходится сталкиваться человеку на велосипеде в Москве. Немногие велоэнтузиасты выработали некий компромиссный вариант использования «велика» для поездок на работу. Во-первых, сезон его эксплуатации все равно ограничивается теплым и сухим временем года. От дома до работы путь на велосипеде не должен занимать более 40-50 минут спокойной езды. В противном случае вы будете прибывать на место в поту и вволю надышавшись всякой гадости. Если построить такой маршрут не получается, велосипед используется как средство доставки до ближайшей станции метро. Отсюда вытекает ключевое требование к байку для поездок а работу: он должен компактно складываться. Такое свойство позволит походить с ним турникеты подземки и сильно упростит задачу хранения – как дома, так и во время трудового дня.