Проблемы с оплатой парковки в Москве, зона которой доходит уже до границ Третьего транспортного кольца и, похоже, продолжает расширяться, дошли до «Общества защиты прав потребителей». Организация, получающая бесконечные жалобы от московских и приезжих водителей, обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину с требованием навести порядок в вопросе оплаты городских стоянок.
Платные парковки, появившиеся в городе в качестве эксперимента в ноябре 2011 года, очень быстро (правда, в разрез с общественным мнением) были признаны успешной и эффективной схемой регулирования трафика в историческом центре столицы и в немалой степени пополнения городского бюджета. Однако в спешке власти не решили множество важных для жителей Москвы вопросов. Например, об оперативной выдаче резидентных разрешений на стоянку в зоне действия платной парковки или об адекватной работе системы оплаты.
Сразу же водители, желающие припарковаться на ставшими платными улицах, столкнулись с тем, что часть паркоматов не работала, а СМС-платежи не отправлялись. Также многие были удивлены, что паркоматы не принимают наличные, в то время как европейских городах, по образцу которых и была заимствована система платного паркинга в Москве, принята как раз наличная оплата. У нас же купюры и монеты действуют только в терминах Qiwi, которые находятся отнюдь не на каждом углу и к тому же берут комиссию. Парковочные карты, которые худо-бедно можно было приобрести на ранних этапах работы платной парковки, сейчас исчезли из обращения – об этом Обществу защиты прав потребителей сообщили непосредственно в ГКУ «Администратор московского парковочного пространства».
Даже сейчас продолжаются проблемы с оплатой через СМС – бывают сбои в работе мобильных операторов, трудности возникают у абонентов с постоплатной системой. Паркоматы, особенно в новых зонах, не всегда в рабочем состоянии. И если проблемы есть даже у москвичей, то приезжие, которые впервые сталкиваются с «Московским парковочным пространством», еще чаще рискуют оказаться нарушителями не по своей воле.
ОЗПП ссылается в своем обращении к мэру на ст.16 Закона РФ «О защите прав потребителей», согласно которой запрещается обусловливать приобретение товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). «Фактически получение услуги по размещению транспортного средства на платной городской стоянке обуславливается необходимостью получения иных услуг – по получению кредитной карты, по уплате комиссии платежной системе либо приобретением устройств, поддерживающих специальную программу и использования сети интернет». Также правозащитники обращают внимание мэра на то, что платежи с использованием портала Московского паркинга проходят через некий коммерческий банк, расположенный в Санкт-Петербурге.
Московское правительство в свое время объясняло отсутствие наличных платежей желанием избежать вандализма. Однако наполненные деньгами банкоматы почему-то имеют право на существование в российской столице, а паркоматы, принимающие монеты и купюры, — нет. Также власти утверждают, что терминалы для принятия наличных сильно увеличат стоимость парковочной сети. Странно слышать это от структур, которые за три неполных года работы платной парковки на штрафах, платной эвакуации и стоимости самой стоянки заработали миллиарды.