В количественном отношении продажи новых авто в нашей стране, как и ожидалось, в очередной раз рухнули. Темп падения вроде бы снизился, что может свидетельствовать о некоторой стабилизации рынка. С другой стороны, не будем забывать – в конце сентября в России возобновилась программа утилизации. Учитывая, что в настоящий момент она расходится в наиболее активной фазе (о том, что до конца декабря выделенных из бюджета денег не хватит, было объявлено еще пару недель назад), октябрьский результат вполне может достичь прошлогоднего уровня. Тем не менее, все это – результат искусственной стимуляции. А что нас ждет, когда деньги действительно кончатся?
Вот за рынком в таком состоянии следить очень даже забавно. Лидирующую группу атакуют со всех сторон. Кого-то из нее выкидывают, занимая освободившееся пространство. При этом кто-то «атакует» чужаков, кто-то не брезгует соплеменниками и даже ближайшими родственниками... Однако тенденции ничуть не поменялись. Первое, о чем думают клиенты – наиболее бюджетные авто. Второе – кроссоверы. Чтобы понять, какой профит получат АВТОВАЗ, Renault и Datsun, нужно дождаться октябрьского отчета. Говорят, что продажи российского автогиганта должны вырасти чуть ли не в полтора раза.
Вот сегмент кроссоверов лихорадить начало еще летом, когда в Топ-25 проявился Mitsubishi Outlander, а чуть позже выстрелившая по какой-то неведомой причине Mazda CX-5. Что характерно, оттуда выпал Sportage. И шансов вернуться у него, в общем-то, немного, поскольку KIA продолжает считать, что агрессивный маркетинг даже во время кризиса эффективнее скидок.
Renault Duster – 5652 автомобиля в сентябре, 56 789 машин с начала года
Duster был и остается бестселлером, даже несмотря на потерю тысячи с небольшим клиентов и снижению позиции в месячном рейтинге. В нашем отчете он по-прежнему первый, притом, почти двукратный разрыв между ним и ближайшим преследователем позволяет французам чувствовать себя в этом классе достаточно спокойно.
LADA 4x4 – 5387 автомобилей в сентябре, 29 384 машины с начала года
Бывшая «Нива» тоже просела в сентябре. Мало того, если Duster не добрал 1,1 тысячу покупателей, тут речь о полутора тысячах. Тем не менее, запуск модификации Urban с кондиционером и электропакетом (того, чего вечно не хватало фанатам и поклонникам модели) должно подхлестнуть продажи. Вряд ли, конечно, LADA 4x4 догонит Renault, но сократить разрыв до более приемлемых показателей она вполне способна.
Mitsubishi Outlander – 2822 автомобиля в сентябре, 17 574 машины с начал года
Outlander вполне можно назвать выскочкой. Этот автомобиль всегда был достаточно востребованным, но звезд с неба не хватал. Во всяком случае в противостоянии с той же Toyota RAV-4 или Nissan X-Trail он обычно уступал и до топовых позиций, как правило, не добирался. Тем не менее, в этом году его появление в рейтинге стало довольно регулярным событием. Но до 12 позиции в абсолюте он раньше не добирался ни разу.
Chevrolet Niva – 2769 автомобилей в сентябре, 28 875 машин с начала года
В первых числах октября GM сообщил о серьезном сокращении выпуска Chevrolet Niva. Главной причиной американцы назвали резкое снижение продаж, хотя ниже третьей-четвертой позиции в списке популярных кроссоверов модель не опускалась очень давно. Вполне возможно, речь о попытке разгрузить склады, в чем определенно поможет программа утилизации. Не исключено, правда, что катализатором падения продаж стали слухи о скором появлении приближенной к «Шеви» по своим потребительским качествам LADA 4x4 Urban, которая, к тому же в полной комплектации будет стоить, как базовая Niva – от 469 000 рублей.
Hyundai ix35 – 2728 автомобилей в сентябре, 25 330 машин с начала года
По слухам одной из основных причин падения спроса на Sportage оказался его клон ix35. Специально это было сделано или нет – вопрос сложный, но факт остается фактом: спрос на KIA стал падать параллельно с ростом популярности Hyundai.
Несмотря на то, что рынок с начал года просел на 13%, спрос на ix35 за те же три квартала не только не снизился, но вырос, причем, сразу на 1076 экземпляров. Из 25 машин, входящих в рейтинг, лишь восемь могут похвастать положительной динамикой продаж, притом, что первые позиции тут занимают модели вроде Almera, новой Octavia и LADA Largus, продажи которых год назад только начинались. Из «старичков» же это – лучший показатель. Про сегмент кроссоверов и говорить нечего.
Toyota RAV4 – 2669 автомобилей в сентябре, 26 746 машин с начала года
Лет десять (а то и больше) Toyota RAV4 являлась самым популярным кроссовером на российском рынке. Срывы, конечно, случались, и вперед выходил извечный соперник X-Trail, но он, как правило первенствовал очень недолго. По сути, лидерство в классе «паркетников» Toyota утратила лишь с появлением Duster, что, впрочем, не мешает ей удерживать за собой вторую позицию (по итогам трех кварталов текущего года), опережая ближайшего преследователя сразу на две тысячи экземпляров. Обе «Нивы» при этом, разумеется, не в счет.
Nissan X-Trail – 2494 автомобилей в сентябре, н.д. машин с начала года
Технически X-Trail в этом списке фигурировать не должен: старые авто закончились, новые пока не подвезли... Однако, упускать из вида этот автомобиль довольно глупо. Если он и без поддержки умудряется вклиниться в топ, потенциал модели куда выше, чем кажется. Другое дело, что современный клиент, в большинстве своем предпочитает более компактные и дешевые машины. Тот же Qashqai, к примеру.
Nissan Qashqai – 2478 автомобилей в сентябре, 22 388 машин с начала года
Продажи нового Qashqai начались очень даже неплохо, притом, сбавлять обороты кроссовер, судя по всему не собирается: без малого 2,5 тысячи машин в сентябре и и больше 22 тысяч с начал года – серьтезный показатель, тем более если вспомнить, что производство Qashqai прежней генерации закончилось еще в 2013-м.
Opel Mokka – 2219 автомобилей в сентябре, н.д. машин с начала года
Opel Mokka – еще один выскочка, но в отличие от Outlander причины его успеха не совсем очевидны. За полгода в России было продано 9 000 Mokka, из которых 8 000 пришлось на Москву. Теперь же за один только сентябрь клиенты скупили 2 219 машин, притом, в октябре их должно быть еще больше. Впрочем, посмотрим: в российской истории Opel полно и неожиданных взлетов и не менее неожиданных падений.
KIA Sportage – н.д. автомобилей в сентябре, 20 582 машины с начала года
Вот Sportage – главный неудачник. Еще год назад он считался одним из лучших автомобилей в классе. Мало того, на несколько месяцев он даже RAV4 задвинул, теперь же из перечня самых популярных авто его попросту выкинули.
Сколько машин продано в сентябре корейцы скромно умалчивают, упоминая лишь, что Sportage входит в тройку самых популярных моделей бренда. Но, пожалуй, это все, на что они сейчас могут рассчитывать – если бы результат превышал отметку в 2 090 автомобилей, в отчете АЕБ модель бы точно бы прозвучала.