Российские власти никак не могут определиться, с какой все-таки скоростью нужно ездить в городской черте. На заседаниях различных Палат, Дум и организаций, помимо прочего занимающихся еще дорожным движением, этот вопрос поднимается регулярно, приводятся различные доводы, результаты исследований, рассматриваются всевозможные инициативы (как разумные, так и не очень), порой, даже меры принимаются... Однако, спустя полгода, одобренное ранее нововведение признается неудачным, и процесс решения проблемы вновь возвращается в исходную точку.
Таким образом, о пересмотре скоростного лимита в городской черте, можно говорить и спорить до бесконечности, чем, собственно, и пользуются различные общественники и политики. В частности, очередную инициативу по поводу ограничения разрешенных км/ч предложил первый заместитель секретаря ОП Владислав Гриб.
Скорость как в европейских городах – 50 км/ч
Аргументы господин Гриб приводит знакомые и вполне банальные. Взяв за повод аварию в Истринском районе Подмосковья, в которой пострадали пять человек, чиновник напомнил, что пешеход имеет шансы выжить при наезде автомобиля при скорости ниже 55 км/ч. При большей скорости летальный исход наступает в подавляющем большинстве случаев, те же, кто выживают – просто счастливчики. На эту же норму ссылаются автопроизводители и европейские законотворцы.
В абсолютном большинстве европейских стран скоростной режим в городах действительно ограничен на 50 км/ч, если не висит специальный знак с указанием другого лимита. Об этой западной практике, на которую любят ссылаться российские чиновники, Гриб также напомнил.
Однако, тут стоит вспомнить и о том, что наши власти периодически приводят совсем иные аргументы. И далеко не все из них действительно логичны. Да и ами инициативы, порой, мягко говоря, не выдерживают никакой критики.
ЦАО: скорость должна быть комфортной
В августе московские власти снова вспомнили об идее ограничить скорость движения автомобилей внутри Бульварного кольца (исключая несколько приближенных к правительственным зданиям улиц) до 40 км/ч. Более того, снижение скоростного режима преподносилось московской мэрией, как дело вполне решенное. Приводились слова многочисленных экспертов о том, что пешие прогулки в городе комфортны только при 10-кратной разнице в скорости пешехода и авто (4 и 40 км/ч соответственно).
В качестве примера авторы идеи приводили опыт Парижа и Лондона, в которых после снижения лимита заметно сократилось количество аварий. Разумеется, припомнили они и неизбежную гибель пешехода при столкновении с машиной, едущей быстрее 50 км/ч. Однако, в том списке присутствовал и чисто российский аргумент, который при взгляде с точки зрения нормального, цивилизованного человека выглядит довольно-таки странным: в России нет наказания за превышение скорости менее чем на 20 км/ч, что фактически позволяет водителям ездить 80 км/ч в городе.
После того, как авторы инициативы привели все свои доводы, она была благополучно выбракована по не совсем привычной для российской демократии причине: москвичи, которым было предложено оценить нововведение, высказались против.
ЦАО: Пятьдесят, сорок и далее – везде
За пару месяцев до появления предыдущей инициативы, идея снижения максимально разрешенной скорости в центре столицы была подкреплена другими мотивами. Не менее противоречивыми.
В мае 2014 года Дептранс сообщил о том, что цель введения платных парковок достигнута: скорость движения в столице увеличилась, а пропускная способность улиц выросла. И тут же был выдвинут проект по снижению скоростного режима в ЦАО до 40 км/ч! Удивительная предусмотрительность. Впрочем, тогда обсуждение «гениальной» идеи ни к чему не привело.
Как не привела к чему-нибудь конкретному и предшествовавшее этому обсуждение проекта по снижению скорости движения на улочках ЦАО до 50 км/ч, случившееся в апреле.
ТТК: от 60 до 80 км/ч и обратно
Не дает покоя московскому правительству и Третье транспортное кольцо. Эту многополосную дорогу, проходящую в большинстве своем вдалеке от мест скопления пешеходов, власти никак не могут ни обособить, ни приравнять к остальным. В связи с чем постоянно теряются.
Изначально лимит на ТТК был равен привычным 60 км/ч. Однако после многочисленных дебатов скорость на большинстве участков решили поднять до 80 км/ч. Тем не менее, мэрия, как выясняется, так до конца и не определилась. В частности, в марте этого года там в очередной раз задумались о том, чтобы вернуться к исходным 60 км/ч, но в итоге пока решили этим не заниматься.
МКАД: разноскоростные полосы
Экспертный центр «Пробок.нет», развешивающий по Москве забавные плакаты о возвращении Крыма и избавление Москвы от пробок, вроде бы далек от кабинетов, где принимаются реальные решения. Однако своими инициативами «эксперты» периодически смущают ГИБДД. Например, в феврале ведомство всерьез изучало предложение ввести на МКАД «медленные полосы».
Предполагалось, что в двух крайних левых рядах скорость будет поднята со 100 до 110 км/ч, а в крайнем правом (который периодически едет быстрее скопившихся в левом ряду тихоходов) – напротив, снизить до 80 км/ч. Пообсуждали. Не сработало.
…Всего за год идеи по изменению скоростного режима в одной только Москве обсуждались несколько раз, в то время как в «образцовых» западных странах эти нормы давно устоялись. Что-то подобное происходит у нас и с ПДД и КоАП – власти не могут решить, за что именно и насколько сурово наказывать водителей.
К слову, одним из наиболее спорных пунктов, который влияет в том числе на соблюдение установленного скоростного режима, остается положение об отсутствии наказания за превышение скорости менее чем на 20 км/ч. Да, камеры фотофиксации не регистрируют подобные нарушения, оставляя запас на возможную погрешность, но это не значит, что надо вовсе отменить штраф за подобное нарушение. Как минимум из-за того, что все изменения скоростного режима будут упираться в эти пресловутые «плюс 20». Впрочем, очередное заседание экспертов на эту тему, судя по всему, тоже не за горами.