На днях внезапно выяснилось, что уже весной этого года на дорогах столицы должны появиться 400 новых комплексов автоматической фиксации нарушений ПДД. Причем не простых, а способных считывать информацию с RFID-меток в госномерах авто. Благодаря этому, мечтают в ЦОДД Москвы, нарушители ПДД не смогут уйти от ответственности прикрыв номерной знак листочком или под слоем дорожной грязи.
Согласно планам умников и умниц из ЦОДД, идентификация машины будет происходит примерно по тому же сценарию, по какому при входе в метрополитен с вашего проездного списывается денежка. В турникетах метро используется как раз RFID-технология.
Аппаратура RFID может работать в достаточно широком частотном радиодиапазоне: от 135 кГц до 2,45 ГГц. В зависимости от конкретных условий и задач, дальность считывания может колебаться от нескольких миллиметров, как в случае карточек метрополитена, до 100 метров.
Прикол ситуации в том, что сейчас ни одна машина в России не оснащается RFID-метками. У нас пока даже не существует соответствующего стандарта, на основании которого можно изготавливать и метки, и аппаратуру считывания. Есть только общие требования и предложения по этому поводу. Их официально подготовило МВД более года назад – по поручению премьера Дмитрия Медведева. Причем полицейские предлагают внедрять RFID-метки не в госномера, а под лобовое стекло автомобиля. Хотя бы по той простой причине, что дубликаты ГРЗ у нас сейчас делают в целой куче фирмочек. А давать этим частникам в руки возможность программировать RFID-ответчики никто не собирается.
То есть в обозримом будущем ни о каких RFID-технологиях в деле штрафования автомобилистов говорит не приходится. Однако камеры автоматической фиксации с подобной функцией власти столицы хотят развесить уже сейчас. Данное обстоятельство наталкивает на всякие интересные мысли относительно чистоты помыслов чиновников. Не удивимся, если условиям конкурса на приобретение новых чудо-камер может соответствовать лишь единственный и безальтернативный поставщик. Даром, что власти собираются эти камеры не закупить в собственность, а взять в аренду.
Вскоре все новые машины, продаваемые в России, будут оснащены автоматическими «маячками», использущими технологии ГЛОНАСС.
Но и это еще не все. Дело в том, что для борьбы с незаконопослушными автомобилистами RFID-девайсы в принципе бесполезны. Человек, который сознательно заклеивает номерной знак своей машины, наверняка сразу же выведет из строя метку. Во-первых, ее антенну можно легко разрушить чисто механическим способом. Чтобы убедиться в этом, надрежьте до середины свой прездной билет для общественного транспорта, а потом попробуйте войти в метро. Турникет просто не «увидит» испорченную карточку. С другой стороны, RFID-технология не отличается особой помехоустойчивостью. Достаточно приладить мощный постоянный магнит к антенне RFID-ответчика, – и его сигнал радикально искажен. То есть, главное условие автоматической фиксации нарушения, – надежная идентификация машины нарушителя, – выполняться при этом не будет. Таким образом мы видим, что московская активность на тему RFID – не более чем «шумим, брат, шумим». Вопрос в этой связи лишь один: зачем столичным налогоплательщикам оплачивать этот «шум»?