Департамент информационных технологий Москвы планирует до конца 2015 года выдать сотрудникам ГИБДД около 2000 служебных планшетников, чтобы гаишники могли принимать карточки для оплаты штрафа прямо на месте правонарушения. Дело в том, что в 2016 году начнет действовать 50-процентная скидка на оплату штрафа, в случае, если нарушитель не оспаривает факта правонарушения и перечисляет деньги в течение 10 дней с момента его совершения. Возможность платить на месте означает автоматическое применение этой «дисконтной системы».
Для этого есть два решения. Первое – оснастить гаишный гаджет специальной программой. Инспектор, зафиксировавший административное правонарушение, включает ее, проштрафившийся водитель вводит данные своей кредитки и сумма штрафа списывается со счета. Как при совершении покупки в интернет-магазине. Второй путь – выдать каждому экипажу ДПС мобильный терминал оплаты. Примерно такой, какие стоят на кассах в каждом супермаркете. Прокатал карточку – штраф уплачен.
Заметим, что разговоры о внедрении чего-то подобного по всей России периодически возникают в прессе и в чиновничьих кругах чуть ли не в течение последних 10 лет. Но дальше рассуждений пошли лишь сейчас, да и то только в богатенькой Москве. Хотя как раз тут подобная опция в комплектации сотрудника ДПС явно излишня. Объясняем почему.
Дело в том, что 50-процентная скидка не будет действовать в случае минимального штрафа в 500 рублей. А также для «оплаты» вождения в пьяном виде или отказа пройти медосвидетельствование. Она не работает и для виновников аварии с пострадавшими, для повторно превысивших скорость более чем на 40 км/ч, проехавших на красный свет, выехавших на «встречку» и ездящих на незарегистрированном автомобиле. В Москве сотрудники ГИБДД уже давно скорость не контролирует — камеры автоматической фиксации занимаются этим делом. Патрули ГИБДД столицы по большей части «шерстят» автомобилистов на предмет алкоголя да наличия комплекта документов. Кроме того, экипажи предпочитают «пастись» в местах, где народ по незнанию или из-за наглости частенько вылезает на встречные полосы или проезжает под «кирпич». То есть, рядовых инспекторов ДПС интересуют преимущественно те нарушения, за которые предусмотрено лишение «прав» и, соответственно, не попадают под 50-процентную скидку.
Кто гарантирует, что данные твоей кредитки, оказавшись в полицейском терминале, не будут впоследствие использованы для оплаты чужого или вымышленного штрафа?
Единственное правонарушение, при котором терминал оплаты в руках полицейского будет полезен автомобилисту и может быть востребован в сколь-нибудь массовом порядке – неправильная парковка. Но лишь на данный момент и далеко не всегда. Уже сейчас штрафуют и эвакуируют за неправильную парковку не только сотрудники ГИБДД, но и сугубо гражданские лица – служащие Департамента транспорта столицы. Их, насколько известно, оснащать терминалами оплаты никто не собирается. К тому же правительство Москвы ужа запустило процедуру полного изъятия из рук ГИБДД полномочий штрафовать водителей вообще за любые парковочные правонарушения. В пользу Дептранса, естественно. То есть оснащение московских инспекторов ДПС терминалами оплаты, по большому счету, бессмысленно и является пустой тратой средств и ресурсов. В масштабах России, безусловно, это было бы настоящим прорывом. Как удобно оплатить нарушение скоростного режима прямо в поле, в машине организовавших засаду гаишников. И не им в карман, как обычно, а по закону в казну. Но, как известно, Москва – не Россия, и за границами столицы подобной роскоши мы, к сожалению, вряд ли дождемся. По крайней мере, в обозримом будущем.