У нас как всегда – только вроде бы все наладилось, только вроде бы «жить стало лучше, жить стало веселее». Дороги стали поровнее, машины – поновее, вкусы – поразнообразнее (вот нет уже полгода камамбера в магазинах, и ничего). Да и автопромышленность, активно переходя на универсальные платформы, на которых теперь можно строить и хэтчбеки, и седаны, и кроссоверы, сделала машины пусть и одинаковыми, зато значительно более доступными. Развитие личных смартфонов и упрощение производства привело к тому, что опции, ранее доступные только для премиальных автомобилей, например, климат-контроль, навигационная система, парктроники и камеры заднего вида, круиз-контроль, есть и в самых дешевых машинах. Кризис и продолжение войны санкций способны отбросить назад, однако кое-что у нас уже не отнимешь. Значение будут иметь все нюансы.
БУДЕМ ПОКУПАТЬ Б/У
На экономическом спаде растет спрос на подержанные автомобили и комплектующие. Это логично: рост цен на вторичном рынке все же отстает от новых машин. К тому же покупателям приходится задуматься об экономии, а то завтра можно и без работы остаться. Поэтому лучше избегать соблазнительных кредитных программ и прочих разрекламированных условий у дилеров. Подержанная машина пойдет вместе с ковриками, зимней резиной и прочими бытовыми мелочами, о которых можно уже не беспокоиться, хотя бы первое время. А думать приходится об оптимизации дальнейших расходов, поэтому лучше сэкономить на покупке.
Спрос будет расти не только на «старые» автомобили, что уже, собственно, и происходит, но и на запчасти, те же шины, в частности.
Однако на вторичном рынке тоже многое изменилось. Сейчас купить подержанную машину можно со значительно большими комфортом и гарантиями. В автосалонах хорошо развит трейд-ин – дилеры берут на себя обязательства, что машина приведена в хорошее техническое состояние, что у нее чистая кредитная, аварийная и криминальная истории, а также практически всегда предлагают на нее собственную расширенную гарантию и условия обслуживания. И при оформлении сделки покупатель не стоит в чужом дворе со знакомым «экспертом по лакокрасочному покрытию», а сидит в шоу-руме с чашечкой кофе.
ГИБДД наконец «подключилась» к современности – по VIN-номеру машину можно проверить на нахождение в угоне или розыске, на ограничения по регистрационным действиям, а в дальнейшем – и по участию в ДТП. С ростом спроса на вторичном рынке, увы, эксперты прогнозируют и повышение цен на подержанные машины, и рост количества угонов. Ведь продолжит расти спрос и на б/у запчасти.
ОСТАНЕМСЯ БЕЗ «АМЕРИКАНЦЕВ»
Американский автопром как будто тоже подключился к санкциям против России, зачем-то расстроив обычных потребителей, не участвующих в заседаниях в важных кабинетах. Громкое заявление концерна General Motors о том, что с российского рынка уберут марки Opel и Chevrolet, удивило всех – и прежде всего собственные заводы и дилеров марок, которые узнали об этом из СМИ.
Управленцев GM трудно воспринимать всерьез. Они как будто всегда делают все, чтобы потопить концерн.
Очередной нелогичный демарш. Крупнейшая автокомпания умудрилась загубить марки SAAB и Hummer. В 2008 году чуть не продала тот же Opel Сбербанку. Получив мощную финансовую помощь от родного правительства в прошлый мировой кризис, концерн чуть не кинулся покупать убыточный Chrysler. И вот теперь, вложив в Россию 500 млн. долларов, на выход из бизнеса собирается потратить еще 600 млн., хотя убытки за прошлый год едва превысили 100 млн. долларов. Таким же образом, к слову, компания сначала долго вводила на европейский рынок марку Chevrolet, а теперь выводит ее, чтобы не губить Opel – да, в Европе Chevrolet тоже больше не будет, и это General Motors тоже приходится организовывать. «Стоки» придется «сливать» со скидками. При этом в России американцы оставляют никому не нужный Cadillac и дорогущие спортивные модели Chevrolet и прожорливый, морально устаревший внедорожник, и это в разгар кризиса!
Но все это их проблемы. Потребителей волнует другое. Оставшихся в России владельцев Opel и Chevrolet надо продолжать обслуживать. Получается, что владельцам SEAT, которому пришлось срулить фактически еще осенью, повезло больше – их машинами в России будет заниматься головной концерн Volkswagen.
Получается, что мы остались без массового американского автопрома. Opel и Chevrolet уходят. Самые популярные в России модели Ford делают на российских и европейских заводах. Про Chrysler можно и не упоминать.
В прежние времена можно было бы предположить, что снова будут гонять из Европы старые Opel. Однако сейчас, скорее всего, освободившуюся нишу займут тот же Ford, KIA и Hyundai, которые еще и выиграют на будущем подъеме экономики. К ним придут покупатели, задумавшие приобрести автомобиль бюджетного или среднего класса.
ОТКАЖЕМСЯ ОТ «ГОЛЬФА»
Гольф-класс в России просядет, это точно. Более того, этот процесс уже идет. В кризис покупают дорогие премиальные автомобили – на них спрос только растет, а все остальные вынуждены предпочитать б/у или бюджетные модели. Благо последних сейчас на рынке очень много, и они совсем не похожи на «девятки» начала девяностых.
ПЕРЕСТАНЕМ БАЛОВАТЬСЯ «ФИШКАМИ»
В бюджетных машинах сейчас есть даже сенсорные дисплеи с навигационной системой, однако вряд ли сейчас на такие богатые комплектации будет большой спрос. Встроенные навигационные системы сейчас работают хуже, чем оперативные «Яндекс.Пробки» в смартфоне, а мобильный гаджет сегодня легко приобрести за 3000 рублей. Более того, смартфоны в состоянии заменить не только навигацию, но и модные проекционные дисплеи, продвинутые бортовые компьютеры и даже системы предупреждения о столкновениях. И новые приложения разрабатываются быстрее, чем автопроизводители успевают модернизировать свои мультимедиа.
Возможно, что вырастет спрос на «головы» Pioneer, которые будут ставить в гаражах, как в былые времена, вместо того чтобы заказывать мультимедиа в автосалоне при покупке машины.
В совсем дикие времена российские автомобилисты не вернутся. Однако, пока длится кризис, главное -- снова не отстать.