Начать стоит с того, что иерархия в японском автопроме весьма сильно отличается от европейской и американской. Пожалуй, единственное, что объединяет японский рынок с остальным миром, так это доминирование Toyota. Даже потеряв 15% былых объемов, она сохранила за собой не только титул самой продаваемой марки, но подтвердила свои претензии и в «личном» зачете. Впрочем, в остальном японский рынок выглядит настоящим антиподом.
В то время как по Европе, Ближнему Востоку и США триумфально шествуют кроссоверы и внедорожники, в Японии правят маленькие кей-кары – автомобили с моторчиком объемом не более 660 «кубиков», длиной до 4 метров и мощностью до 48 кВт. На их долю приходится 40% продаж всех новых автомобилей.
В прошлом году Toyota продала в Японии 228 375 автомобилей Aqua. Вторым в списке самых продаваемых авто стала микролитражка Daihatsu Tanto – 214 865 экземпляров, на третьей позиции – Honda N-Box с результатом в 188 922 машины.
Что характерно, в первом квартале 2015 года ситуация привычный расклад сил несколько изменился: в лидерах оказалась Honda N-Box, которая в одном только марте привлекла более 30 тысяч клиентов и лидировавшую на протяжении остальных месяцев Aqua. За первый квартал число проданных кей-каров Honda выросло до 118 239 экземпляров. И это еще до того как на рынок вышел потенциальный хит — кей-родстер Honda S660!
Сравним это с положением марки в Европе, где Honda с трудом пытается приспособиться к экологическим нормам и отвоевать себе место под солнцем. Не говоря про то, что в России, по некоторым предположениям, она уже вынуждена «паковать чемоданы»…
Чтобы было понятно о чем речь, отметим, что Toyota Aqua по-сути представляет собой уменьшенный Prius с полуторалитровым атмосферником и электромотором; Honda N-Box – это самая настоящая коробка на колесах, длиной 3,5 метра. Ее стандартная версия оснащается в Японии 58-сильным мотором, выдающим 65 Нм крутящего момента. Стоит эта красота от 1 270 000 йен, что примерно равно 740 000 рублей). Daihatsu Tanto отличить от Honda для россиянина задача почти нереальная – машины с виду почти одинаковы, разве что под капотом у Tanto может стоять не 600-кубовый, а литровый трехцилиндровый моторчик.
Если говорить о сегменте компактных кроссоверов, то тут также стоит обратить внимание на Honda, на «праворукий» вариант HR-V – Honda Vezel, которая смогла прибавить 23% в продажах, взлетев на пятое место в абсолютном зачете. Ей удалось оставить за спиной набирающую популярность в Европе и ожидаемую у нас Mazda CX-3. Однако надо отдать должное и конкурентам – Mazda, переживающая сейчас далеко не самые простые времена, стала единственным производителем в Японии, который смог закончить финансовый год (завершился 31 марта) пусть незначительным (плюс 1%), но ростом.
Что характерно, в топ-лист самых продаваемых в Японии марок и моделей не попал ни один американский автомобиль. Чемпионом в зачете «иностранцев» стал VW Golf, который даже при 30% падении продаж умудрился в первом квартале года разойтись тиражом в 8 386 единиц. На второй ступеньке – новый Mercedes C-класса – 7 082 штуки. А вот BMW пока не везет. Продажи 2-й серии составили 1 884 единицы, что сдвинуло марку на 8 место. Замыкает же Топ-20 самых востребованных иностранных авто в Японии Fiat 500.