Причины поражения, в общем-то, понятны и просты. Qoros пришел в Старый Свет не в самое лучшее для запуска время. Рынок только начал восстанавливаться после затяжного кризиса, и его в буквальном смысле смяли жаждущие клиентского внимания местные и приравненные к ним корейские и американские производители, которых, к тому же, поддерживали не только имена и традиции, но и правительственные субсидии. Не помогли китайцам ни многомиллионные инвестиции, ни «скупка» дорогих западных спецов, ни современные технологии, ни 5 звезд в тестах EuroNCAP, ни массированные информационные выбросы – как все новое и непонятное, их просто проигнорировали.
Проблема в том, что все это обошлось компании в весьма круглую сумму. Ежегодно тратить по 350 миллионов в ожидании чуда, пока не в состоянии ни один производитель. Китайцы в том числе. Два-три года, и за деньги, потраченные на подобное прозябание в пространстве, можно современный автомобильный завод построить, причем с нуля. Перенос производства в Европу, к слову, мог бы оказаться вполне приемлемым выходом из ситуации, но для этого они должны начать продавать в регионе хотя бы 20 000 машин. В год, разумеется. В противном случае, инвестиции опять же не окупятся. В общем, Qoros решил взять паузу и собраться с мыслями. Но где и в каком виде он будет пребывать – вопрос достаточно сложный.
ЧТО ЖДЕТ QOROS В РОССИИ
Глобальные продажи Qoros в мире на сегодняшний день крайне скромны – всего 7000 автомобилей, причем подавляющее большинство из них реализовано в Китае, хотя изначально, напомним, бренд создавался для завоевания внешних рынков. Иными словами, реализация машин на внутреннем рынке – не только не самоцель, а исключительно побочное направление, развивать его китайско-израильский альянс, конечно планирует, ибо не использовать столь серьезный ресурс было бы довольно глупо, однако приоритетной задачей для марки по-прежнему является освоение главных европейских площадок.
Проще говоря, Qoros на некоторое время затаится, что, собственно, подтвердил и генеральный менеджер компании Фил Мерто, заявивший на прошлой неделе о неизбежной корректировке планов и разработке новой стратегии. О нашей стране он ничего не сказал, однако, учитывая неоднократно всплывавшие слухи о готовящемся запуске бренда в нашей стране, формировать плацдарм для второго наступления производитель, вероятнее всего, будет у нас. Тем более, что путей к отступлению у него не так уж и много.
Хорошо это или плохо? Вопрос больше риторический. С одной стороны, Qoros – самый совершенный в техническом плане китайский автомобиль. С другой, наш клиент к его появлению просто не готов. Для основной массы моторизованных россиян словосочетание «китайский автомобиль» тождественно слову «бюджетный». Быть может, китайские авто не настолько доступны, как некоторые модели LADA, Renault, Nissan или, скажем, Datsun, но когда во главу угла ставится соотношение ценника и комплектации, «китайцы» выглядят ничуть не хуже.
Размер и оснащение – это и есть те два кита, на которых базируются их «популярность». С одной стороны, китайцам крайне не хватает третьего – того, что олицетворяет собой качество. Но чудес на свете не бывает, поэтому, как только он появится, параллельно им придется повышать свой статус и, как следствие, увеличивать стоимость продукции. Иными словами, третий кит заставит их плавать немного выше, тогда как любое перемещение в вертикальной плоскости напрямую влияет на цену.
И, если воссоздать подобную «картинку» в случае с Qoros, под ним мы как раз трех китов и увидим. Вероятно, они не будут такими же жирными и взрослыми, чем киты, на которых стоят VW или та же Toyota, но сути дела это не меняет. Что, к слову, подтверждено и ценообразованием на европейском авторынке.
ЦЕНА ВОПРОСА
Тут стоит напомнить, с какой концепцией марка выходила на местные площадки. В качестве первоочередной задачи была озвучена попытка изменить представление европейцев о машинах китайского производства. В конкуренты Qoros были определены не Dacia и даже не корейцы, а Volkswagen, Skoda, статус которой в последнее время был повышен до «родительского» уровня, и даже Audi. Притом, Opel и Peugeot с Citroёn китайцами в качестве глобальных соперников даже не рассматривались. Ценник был назначен соответствующий – от 20 960 евро, что, мягко говоря, небюджетно даже для сытой в большинстве своем Европы.
Продавая авто с таким ценником, производитель в праве рассчитывать на более серьезный уровень рентабельности и, как следствие, более высокую доходность не только отдельно взятого продукта, но всей товарной линейки. Учитывая, что при создании своего первенца (семейство Qoros 3) производитель предпочел обратиться к европейской модели ведения бизнеса, причины такого решения вполне очевидны.
Но в нашем случае данная концепция не работает. Мы уже видели, насколько скоротечным оказался наш роман с Luxgen, который фактически представлял собой сплав жадности и пафоса, нежели серьезный современный автомобиль. Крайне неочевидными до сих пор выглядят перспективы рискующего наступить на те же грабли Haval. Единственное, что его пока спасает – участие в проекте российской компании «Ирито», обладающей вменяемым производственным ресурсом и вполне приличной дилерской сетью. А теперь, представим себе, что произойдет с Qoros, являющимся еще более дорогим и пафосным брендом.
Тут даже прогнозировать ничего не надо. Подавляющему большинству клиентов машины этой марки будут попросту не нужны. Во-первых, за 20 000 евро у нас сегодня можно купить новый Audi или BMW. В принципе, в ту же сумму и Passat укладывается, и Camry, и новый Mondeo. И убедить наших соотечественников поменять «большого форда» или «крутую тойоту» на что-то китайское размером с Mazda3 и с ценником Honda Accord еще сложнее, чем европейца. Qoros в России имел бы чуть больше смысла, если бы речь шла о кроссовере, но Qoros 3 City SUV фактически представляет собой моноприводный хэтчбек с увеличенным клиренсом, но никак не машину для бездорожья. В общем, в данном случае выстрел тоже окажется в молоко. Иными словами, у Qoros нет ничего, что могло бы зацепить российского клиента.
ДЕНЬГИ ДЛЯ РОССИИ
Пожалуй, единственный выход – опустить ценник до уровня остальных «китайцев» и отдаться на милость российского отделения Chery, которое могло бы обеспечить бренд хотя бы номинальным количеством дилеров. Последний вариант сегодня вроде бы рассматривается в качестве одного из возможных, однако с ценами все не так уж и просто.
Дело даже не в том, что Qoros изначально дистанцируется от всего китайского, и особенно – от китайского автопрома. В данном случае все упирается в высокую по китайским меркам себестоимость. Пусть не прямо, но косвенно, где учитывается и интеллектуальная составляющая, и затраты на «закупку» именитых спецов. Пять звезд в EuroNCAP с потолка не падают, не правда ли?
Но кого это волнует, когда под боком есть такие же, насквозь китайские Geely или Lifan? Они же в два раза дешевле! Это как выбирать между смартфоном Huavei и сделанным для внутреннего рынка гаджетом того же размера. Да, о качестве последнего вам предложено судить по микроскопической картинке и описанию, что размещены на электронной торговой площадке. Но совсем не факт, что он на порядок хуже. В конце концов, вместо Huawei можно купить топовый Samsung или «яблофон», про которые вам известно чуть больше, чем то, что бренд спонсирует пролетающую раз за разом сборную России по футболу. Про Qoros нам известно примерно столько же, так что перспективы у него соответствующие. Впрочем, если китайцы вдруг решили бесцельно потратить еще 200-300 миллионов, почему нет? В конце концов, эти деньги останутся в России...