Как уже писал портал «АвтоВзгляд», в ходе изменения системы проверок на предмет выявления количества отравляющих веществ в выхлопе автомобилей, заокеанские специалисты выяснили, что 2-литровые дизельные моторы ряда моделей Volkswagen (в частности, Jetta, Golf, Passat и Beetle, а также «родственных» Audi A3 и А6, произведенных в период с конца 2008-го по 2015 годы), «выдыхают» в окружающую среду углекислого газа едва ли не в 40 раз больше допустимой в США нормы! В руководящем составе автогиганта свою вину уже признали и публично выступили с извинениями. А глава североамериканского подразделения марки Михаэль Хорн сложившуюся ситуацию смог описать лишь двумя словами: «Мы облажались»!
Облажались? Еще как! Ведь подорванное доверие к и без того потерявшему связь с народом некогда «народному» бренду, не только отразится (да что там говорить – уже отразилось) на репутации производителя, но и на немецком автопроме в целом. Скандал из чисто американского вырос до уровня мирового и теперь сильно ударит по и без того замедляющейся европейской экономике. Во всяком случае, по немецкой уж точно.
К слову, Ангела Меркель в прямом телеэфире назвала инцидент «крайне возмутительным». Понять ее можно – крупнейшего экспортера, флагмана германского автопрома (в него входит 12 брендов) обвиняют в умышленной фальсификации сведений о своей продукции. И чтобы хоть как-то спасти положение, «Фольксвагену» придется отозвать свыше 11 000 000 автомобилей по всему миру! По оценкам экспертов, в столь глобальную сервисную кампанию придется инвестировать по меньшей мере семь миллиардов евро.
Но это еще цветочки по сравнению со штрафными санкциями, которые наложили на немцев в США. За махинации с техническими данными, только на местном рынке автостроитель обязан выплатить18 миллиардов долларов! Для сравнения: один из последних крупнейших отзывов с последующими судебными разбирательствами, произошедший в минувшем году с General Motors (тогда, напомним, из-за проблем с замками зажигания случились массовые ДТП, в том числе и со смертельными исходами), вынудил компанию раскошелиться «всего» на пару миллиардов долларов. А сколько придется выложить «Фольксвагену» на других рынках, ключевыми из которых, кстати, являются Китай и Россия? И если еще вчера в российском представительстве марки порталу «АвтоВзгляд» сообщили, что отзывная компания на нашу страну не распространится, то уже сегодня от любых комментариев уклонились – процесс пошел. А вот в Поднебесной уже начались масштабные проверки. Аналогичные разбирательства инициировали в Южной Корее, Франции и ряде других европейских стран. Но это еще далеко не конец истории. Американцы уверены, что подобные методы обмана практикует не только Volkswagen, но и другие немецкие автостроители, включая BMW и Daimler AG.
За океаном считают, что «умная» электроника, которую применяют последние в ходе испытаний двигателей на предмет определения количества вредных выбросов, демонстрирует полное соответствие экологическим требованиям, а на самом деле эти моторы далеки от требуемых стандартов. Иными словами, перехитрив экологические нормы, производители пытаются продавать машины с агрегатами, якобы более экономичными и вместе с тем, еще и не теряющими в мощности.
В подтверждение своих предположений агентство по охране окружающей среды США в настоящий момент уже готовится к проведению лабораторных тестов самых ходовых дизельных моторов обеих марок. Поэтому не исключено, что в ближайшее время немецкий автопром, и без того теряющий в мировых продажах из-за всеобщей стагнации, увязнет в новых проблемах.
Стоит напомнить, что Daimler и BMW, а вместе с ними Audi и Volkswagen, два года назад уже находились в центре крупного скандала, связанного с заниженными показателями расхода топлива. Эксперты международного совета по чистому транспорту ICCT (International Council on Clean Transportation), проведя испытания автомобилей в реальных условиях, выявили существенные расхождения этих параметров между заявленными производителями и данными, полученными в ходе исследований. К программе подключились лизинговые компании, автоклубы и около 1 000 000 рядовых автовладельцев, что вкупе позволило экспертам представить неутешительную картину. В итоге – расход «горючки» у BMW оказался на 30% выше «паспортных», у Audi – на 28%, у Mercedes-Benz – на 26%, а у Volkswagen (в случае с Golf 1,6 TDI) – на целых 50%!
Данные результаты также подтвердили сотрудники итальянского общества защиты прав потребителей Altroconsumo, которые к тому же не затруднились подсчитать и экономический эффект. К слову, если брать средние показатели, то 300 евро компенсации за каждый автомобиль в год, оборачивается компаниям многомиллионными убытками. Видимо поэтому тот же Volkswagen, пытаясь спасти репутацию, подкупил руководство знаменитой ADAC, которые искусственно накрутили голоса, присвоив VW Golf титул «Автомобиль года-2014». За уличение в надбавке 30 000 лишних голосов, главный редактор журнала «ADAC Motorwelt» Михаэль Рамштеттер тут же покинул занимаемую должность. Кстати, с большой долей вероятности можно полагать, что нынешний инцидент может сказаться и на смене кадров в самом Volkswagen. Впрочем, скоро мы об этом узнаем. Но, как бы там ни было, а уловки и мошенничество у автостроителей будут продолжаться и дальше. Ведь это большой бизнес, где игроки, даже если и не потонут, станут только умнее. Точнее, хитрее.