В КНР компания продает больше всего машин, подавляющее число которых выпускает на совместных предприятиях с FAW и SAIC. В первой двадцатке «китайских» бестселлеров обнаруживаем шесть моделей VW: Lavida Sedan, Santana (модель уже снята с производства, на смену ей пришла Grand Santana), Sagitar, Tiguan. Passat замыкает «двадцатку». Из перечисленных моделей только на Tiguan упала тень американского дизельгейта, а точнее – на импортируемые в Китай дизельные модификации, оснащенные 4-цилиндровым мотором EA189. Всего с начала года таких машин было продано в Китае всего 1956 штук. Более того, далеко не все из них могут попасть под отзыв – в настоящее время китайское отделение VW проводит расследование, чтобы определить экземпляры с «обманным» программным обеспечением.
В Европе картина иная не только по распространению дизельных автомобилей, на которые приходится более половины продаж, но и по доминированию VW на отдельных рынках. На всю группу приходится 25,3% продаж легковых автомобилей стран, входящих в ЕС и Европейскую ассоциацию свободной торговли. Для сравнения, идущий на втором месте PSA с брендами Peugeot, Citroёn и DS занимает только 10,5%! В Германии и бренд, и группа VAG уверенно лидируют с более чем 2,5-кратным отрывом от ближайших соперников, а в десятку самых продаваемых моделей возглавляет Golf, за которым следуют Passat, Polo, Tiguan. Другими словами, именно на Европу придется основная доля затрат по исправлению ситуации с «обманным» ПО.
Пока ведутся переговоры с регуляторами, VW рассматривает спектр решений, где крайним является обмен (или выкуп) всех автомобилей с мотором EA198. В этом случае ситуация приобретет статус чрезвычайной, поскольку в стоимость процедуры будет включена и стоимость утилизации дизельных машин и затраты будут сопоставимы с многомиллиардным штрафом, который предлагает наложить на VW Американское агентство по охране окружающей среды.
Поэтому инженеры работают над возможностью электронного вмешательства: в ряде случаев дело можно решить перепрошивкой «мозга» – на эту операцию по оценкам немецких экспертов VW потратит из расчета 20 евро на один автомобиль. Однако не все проблемы снимаются так легко: может понадобиться и замена некоторых узлов (к примеру, NOx-катализатора) – здесь верхняя планка стоимости ремонта достигнет уже 10 000 евро.
В официальном письме, отправленном VW членам Европарламента, сообщается о 8 млн. дефектных автомобилей, проданных в странах ЕС и Европейской ассоциации свободной торговли. Если принять, что все машины находятся в эксплуатации, получается, что нижняя планка затрат составит 160 млн. евро. Эксперты, однако, полагают, что узким местом «электронного» подхода станет ухудшение топливной экономичности и расхода горючего после «перепрошивки», поэтому европейские регуляторы скорее всего наложат запрет на такой простой метод.
К слову, VW намерен выяснить, кто же стал виновником все этой истории, и на время внутреннего расследования отстранил от работы нескольких высокопоставленных инженеров, таких как Вольфганг Хатц, который с 2007 по 2011 годы отвечал за разработку и развитие силовых агрегатов. Кроме того, в принудительные отпуска отправлено и несколько ответственных программистов.
Между тем, новых разоблачений VW пока совершенно точно не предвидится: с 1 сентября в Евросоюзе вступили в действие экологические нормы «Евро-6». Для соответствия этим нормам, большинство автопроизводителей – и VAG среди них, были вынуждены внедрить в систему выпуска ОГ дизельных автомобилей впрыск мочевины (аммиачный раствор). В Америке тем временем VW отозвал заявку на сертификацию моделей с 2-литровыми дизельными двигателями, что как минимум означает задержки предзаказанных автомобилей клиентам.