Они могли в корне изменить отечественный автопром и заставить зарубежных коллег кусать локти от зависти еще много лет назад. Жаль только, что обернуть многообещающие наработки в серийные образцы вазовцам так и не удалось. Предлагаем взглянуть на проекты, которые по тем или иным причинам не воплотились в товарные машины и, запылившись в заводском музее, отправились на свалку истории.
LADA АНТЭЛ
Если бы в 2001 году, когда на базе обычной «Нивы» построили автомобиль на топливных элементах, его не заморозили, то Nissan и прочие Toyota и Hyundai со своими Fuel Cell нервно курили бы в сторонке. Мы уже не говорим про Volkswagen, который сейчас наверняка бился в предсмертных судорогах. Ведь машина с кодовым обозначением АНТЭЛ получила энергетическую силовую установку с технологиями, заимствованными у космического корабля «Буран». Система вырабатывала электричество посредством синтеза кислорода и водорода, «выдыхая» в атмосферу лишь водяной пар! Ну и что, что агрегат и резервуары для воздуха занимали весь грузовой отсек до крыши, съедая обзорность, но зато это нисколько не сказалось на пространстве для пассажиров. С таким «боекомплектом» аппарат мог проехать без подзарядки до 200 километров, что по тогдашним меркам – результат, надо сказать, колоссальный. Ошеломительным оказался и успех новинки, представленной широкой аудитории в рамках 5-го Московского автосалона. Правда, в связи с финансовыми затруднениями, развития модель не нашла. Хотя и были позывы усовершенствовать идею под видом работ над второй модификацей АНТЭЛ, созданной на основе ВАЗ-2111, и даже третьей и четвертой. Но, увы, с приходом на АВТОВАЗ новых хозяев и менеджмента проект похоронили окончательно.
LADA РАПАН
А как вам вызывающий своим видом умиление и восторг микровэн «Рапан», покоривший Парижский автосалона в 1998 году? Подобная дизайн-концепция Стиву Маттину и присниться не могла! Эксцентричный облик прототипа поразил самых изощренных в своей критике скептиков. Судите сами – воодушевленные образом морского моллюска, художники во главе с Владимиром Плешаковым подарили автомобилю полностью прозрачную крышу (какая там панорама – Webasto, сидите смирно), сдвижные двери (Lamborghini, не высовывайтесь) и вращающиеся кресла (лимузин, говорите?). А что сказать про установленный в рулевой колонке щиток приборов – F015 от Mercedes-Benz на минувшем мотор-шоу в Шанхае мы бы и не увидели. Что касается двигателя, то его место занял электромотор, перекочевавший сюда из электрической «Оки» и способный заставить машину без дополнительной зарядки проезжать до 110 километров. Пытаясь воплотить разработку в серийный вариант, тольяттинцы вели переговоры с РАО «ЕЭС России», но дальше обсуждений дело, к сожалению, не дошло.
LADA ЭЛЬФ
Миниатюрный электрокар, да еще без крыши и дверей, в основу которого легла платформа от «Оки», мог стать если и не своеобразным ироничным ответом заокеанскому Wrangler, то одной из самых крутых машинок для гольфа и пляжных покатушек – наверняка. Довольно мускулистая внешность с декоративными «кенгуринами» по кругу, пара массивных сидений и грузовой борт, вмещающий до 300 килограммов груза, – образец для середины 90-х, согласитесь, крайне любопытный. А если учесть, что в гольф россияне массово не играли, то «малыша» вовсю стали пиарить за рубежом. Новинку, к слову, впервые показали на 66-ом международном автосалоне в Турине в 1996 году, где ее довольно тепло встретили европейские потребители. Только вот поставить машину на конвейер так и не получилось. Причина, как это несложно догадаться, кроется в банальном отсутствии средств.
LADA RAID
А этот внедорожник должен был определенно покорить «Дакар», тем более, что конструировали специально подготовленный для ралли полноприводный SUV вазовцы не одни, а при участии немецких специалистов из Porsche! В итоге «проходимцу» достались бензиновый двигатель рабочим объемом 3,8 литра, работающий в связке с шестискоростной секвентальной трансмиссией. Брутальный экстерьер модели обязан стараниям Владимира Ярцева, в свое время изобразившего неплохо «выстрелившую» «десятку». Художник смог совместить во внешнем облике авто уже знакомые элементы от «Нивы» и букет совершенно новых стилистических идей. Жаль, но спортивный внедорожник так в соревнованиях и не поучаствовал. После дебюта на Московском автосалоне в 2006 году, намерения волжан по выпуску двух серийных машин канули в Лету. А автор дизайна переехал в Бельгию, где занялся изготовлением заказов для ряда европейских тюнинговых компаний.
LADA PETER TURBO
На радость заморских конкурентов, эта модель умерла еще в стадии макета. А все потому, что АВТОВАЗ проявил беспечную заботу о россиянах, максимально сконцентрировав свои силы и средства на продвижении столь востребованного в начале «нулевых» «десятого» семейства. Между тем, неоднозначный с точки зрения дизайна автомобиль мог иметь все шансы на успех. Во-первых, решение сделать кузов из панелей, в том числе дверей и крыши, вогнутых вовнутрь, на тот момент не применял еще никто из автопроизводителей. Да что там говорить – и сегодня таких смельчаков не много. Ближе всех к подобной стилистике подобрался, пожалуй, лишь nanoFLOWCELL со своим Quant e-Sportlimousine, а из числа догоняющих можно выделить разве что SSC Tuatara. А во-вторых, броский экстерьер – это не только красочная обертка, но и полученные в ходе долгих исследовательских работ наилучшие показатели аэродинамики. К слову, куда более современные GQbyCitroёn или KIA Novo в этом смысле явно отстают. Впрочем, компенсируют другим – навороченным оборудованием и силовыми установками. У «вазовцев» ни того, ни другого нету до сих пор...