Ассоциация украинских автопроизводителей «Укравтопром» пожаловалась властям на то, что их российские коллеги пользуются субсидиями и преференциями в рамках госпрограмм, в то время как украинские автопроизводители работают без господдержки. В результате межведомственная комиссия по международной торговле Украины ввела компенсационную пошлину на импорт легковых автомобилей российского производства в размере 10-18% сроком на пять лет.
Машины компании «Соллерс–Дальний Восток» облагаются пошлиной в размере 17,66%, АВТОВАЗа — 14,57%, продукция других российских производителей – 10,41%. При ввозе на территорию Украины легковых автомобилей без сертификата с нарушителей сдерут по максимальной ставке – 17,66%.
Все эти меры касаются новых легковых машин с бензиновыми и дизельными двигателями, предназначенных для перевозки не более восьми пассажиров. Пошлина не коснется снегоходов, спецавтомобилей для перевозки игроков в гольф и автомобилей, оборудованных для временного проживания.
Автопром Украины пребывает сейчас в глубоком кризисе. По данным ассоциации «Укравтопром», производство автомобилей в стране сократилось в 5,3 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года – до 5189 единиц. Сейчас здесь функционируют предприятия ЗАЗ и «Еврокар», которые выпускают «легковушки». Грузовики производятся на «АвтоКразе», и несколько заводов собирают автобусы.
В период с января по сентябрь текущего года из России на Украину было импортировано 938 автомобилей на сумму 6 300 000 долларов. При этом общий импорт «легковушек» составил 43 280 единиц на 560 600 000 долларов.
Хочется надеяться, что введенные меры не являются очередным демаршем в нашу сторону и действительно нацелены на возрождение украинского автопрома. С другой стороны, при наличии спроса на российские машины могут активизироваться «серые» схемы их поставок. Кстати, не так давно глава АВТОВАЗа Бу Андерссон высказывал надежду, что тольяттинские модели все-таки вернутся на рынок соседней страны.