Об этом, кстати, неоспоримо свидетельствует поведение автомобильных компаний в течение всего прошедшего года. Просто для информации: по итогам девяти месяцев продажи новых машин упали на 33% по сравнению с прошлым годом, с рынка ушли многие модели – их выбор сократился на 20%. Какая благостная картина, не правда ли? Каким же образом концерны пытались оживить рынок, что они предпринимали? Главным образом, повышали цены, причем многие успели сделать это по нескольку раз в течение рассматриваемого периода. В итоге новые машины в среднем подорожали на четверть при том, что доходы граждан упали в результате как прямого сокращения зарплат, так и девальвации рубля.
Правда, авпопроизводители предприняли-таки робкую попытку смягчить нокаутирующий удар по кошельку покупателей, предложив ограниченные во времени специальные скидки, связанные, как правило, с утилизацией или трейд-ин. Поэтому и выглядит эта акция скорее как ленивая отмазка, рассчитанная не на всех, да к тому же за счет государства, которое взяло на себя компенсацию дисконта.
Судя по тем «кардинальным» мерам, которые были предприняты компаниями в борьбе за покупателя в условиях стагнирующего рынка, многолетнюю стратегию по плановому повышению цен в первые месяцы нового года никто отменять не будет. Более того, на этот раз дело вряд ли ограничится стандартным ростом в несколько процентов, ибо у концернов есть превосходные аргументы для оправданий. Во-первых, повышаются акцизы на автомобили. Во-вторых, вводится запрет на двигатели, не соответствующие нормам Евро-5. То, что под капотом марок иностранного происхождения стоят экологичные двигатели, никого, простите, не волнует. Повышение цен произойдет повсеместно, независимо от подобных мелочей – именно так подсказывает нам опыт, сын ошибок трудных. Единственное, о чем можно спорить, так это о конкретных процентах, да и то бесплодно – все зависит исключительно от фантазии автомобильных корпораций.
Дело совсем не в жадности дилеров – они, бедолаги, с радостью пошли бы навстречу народным массам. Однако их маржа с каждой проданной машины не так велика, чтобы держать низкие цены за свой счет. Ну а какую прибыль закладывают в прайс производители – это большая тайна для нас, смертных. Конечно, государственные органы (та же Федеральная антимонопольная служба) имеют все полномочия заинтересоваться этим вопросом на предмет ценового сговора, но у них, вероятно, в повестке дня более важные проблемы.
Соответственно, никакого оживления автомобильного рынка, как надеются некоторые оптимистично настроенные эксперты, в начале 2016-го не будет. Более того, следует ожидать дальнейшего падения продаж, поскольку цены неизбежно будут расти, а зарплаты как минимум не увеличатся.
Понятно, что за вэны и пикапы тревожиться особо нечего – они и без кризиса не могут похвастаться широкой потребитольской аудиторией. Из остальных меньше всего повезет классу мини, представленному ныне всего тремя моделями – Matiz, Picanto и Smily. За сентябрь крохотных городских автомобилей в России купили всего 600 штук – на 57% меньше, чем годом ранее. Стоит вспомнить, что до кризиса 2008-го годовые продажи этих машин составляли 70 000 штук. Доля рынка, занимаемая ими, составляла 6%, а сейчас – 0,6%. Вторым явным пострадавшим станет гольф-класс, которому также грозит дальнейшее сокращение. Перед прошлым кризисом он оккупировал четверть рынка, а ныне – всего лишь 10,5% , и это еще не предел, ибо на покупку «народного» Focus за 900 000 рублей (столько примерно стоит оптимальная комплектация) у народа денег в ближайшее время не будет.
Оба этих сегмента находятся под жестким прессингом со стороны автомобилей В-класса, которые все настойчивей претендуют на роль семейного автомобиля и, с одной стороны, гораздо вместительнее, чем «малыши», а с другой – ощутимо дешевле «гольфов». Из всех «бюджетников» им меньше всего стоит опасаться сокращения рынка, хотя поприжаться тоже придется. Несмотря на это, их доля в следующем году вырастет по одной простой причине – падают из продажи медленнее, чем у всех вшеперечисленных.
Более-менее безбедное существование можно предречь также дорогим автомобилям, в число которых входят кроссоверы и седаны премиум-класса. За год их аудитория сократилась где-то на 20%, катастрофических убытков своим продавцам они не принесут и после нового года. Адекватных заменителей по более щадящей цене у них нет, а поэтому основное замещение пойдет по линии вторичного рынка – благо, там машины подорожали за год в среднем всего на 15%.
Подводя краткие итоги, смело можно сказать следующее. Автомобильный рынок не выйдет из пике по крайней мере в ближайшие несколько месяцев. Продажи «дешевых» машин будут падать из-за неизбежного повышения цен и снижения покупательной способности населения. Более дорогие транспортные средства – такие как кроссоверы и представители престижных марок – пострадают меньше, хотя их будущее также отнюдь не безоблачно. Отложенный спрос и замещение «вторичкой» не дадут сбыться наивным мечтам о скором возрождении этой отрасли.