Я, конечно, далек от той мысли, что автомобильный рынок начинает постепенно оживать. Вовсе нет – по причине объективной ситуации, а также благодаря усилиям множества ответственных и полуответственных работников ему еще есть куда падать. Что он, собственно, и делает, даже не притормаживая и за первый квартал победоносно грохнувшись еще на 16,9% по сравнению – обратите на это внимание! – с провальным первым кварталом прошлого года. Вот и аналитики пока спорят вовсе не об изменении вектора развития авторынка, а лишь о глубине его провала в нынешнем году – до уровня в 1 300 000 проданных автомобилей, или еще ниже.
Но как уже было сказано, кое-чему можно все-таки порадоваться. Например, тому, что продажи некоторых моделей вопреки общей тенденции выросли, причем в отдельных случаях весьма значительно. Я принципиально не имею в виду малотиражные автомобили, реализованные в объеме меньше тысячи экземпляров за квартал: каким бы колоссальным ни оказался их рост, тут все сильно зависит от банальных случайностей и самых незначительных конъюнктурных колебаний.
Среди тех моделей, которые занимают уверенные позиции на российском рынке не ниже 60-й строчки в общей табели о рангах, представленной Ассоциацией европейского бизнеса, и продажи которых ощутимо поднялись, очень много кроссоверов и внедорожников, причем самых разных ценовых категорий. Это неудивительно, поскольку доля сегмента SUV в 2016 году заметно увеличилась, по итогам января-февраля достигнув 40,1%.
Из недорогих моделей на 18% повысились продажи Renault Duster, составив на квартал 10 813 автомобиля. Это помогло французскому кроссоверу занять четвертое место в общем зачете, сразу после откровенно бюджетных Solaris, Granta и Rio. Неплохо выступил UAZ Patriot, прибавивший по сравнению с прошлым годом 24%.
В среднем ценовом диапазоне все лавры забрали себе японцы. Так, продажи Toyota RAV4, ставшей вторым по популярности кроссовером по итогам трех месяцев, выросли на 33%, Nissan Qashqai – на 25,6%, Nissan X-Trail – на 23%. Чемпионом, хотя и не в абсолютных цифрах, тут стал Mitsubishi Outlander, подросший аж на 46%. В тесные ряды производителей из Страны восходящего солнца затесался только один американо-европеец Ford Kuga с результатом в 35%. Впрочем, «Форд» вообще смотрится в первом квартале 2016 года выигрышно. Этому способствует и катастрофическое падение год назад, на фоне которого любой подъем будет казаться значительным, и тотальное обновление всего модельного ряда.
Дорогой сегмент, понятное дело, чувствует себя лучше остальных – во-первых, поскольку продажи люксовых автомобилей в меньшей степени подвержены негативному влиянию колебаний рынка, а во-вторых, потому что опять же кроссоверы. Здесь присутствует вся немецкая тройка, разбавленная несколькими японцами. Больше всех поднялся BMW X4 – на 78,3%. За ним следует Lexus LX, продемонстрировавший рост в 70%. Далее идут Audi Q7 (52,6%), BMW X6 (49,3), Lexus RX (40%), Land Cruiser 200 (37,8%), Mercedes-Benz GLC (22,7%) и Mercedes-Benz GLE (20,4%).
Тем, кого утомило бесконечное перечисление кроссоверов, приятно будет узнать, что среди моделей, продемонстрировавших рост, затесались подзабытые по кризисным временам недорогие автомобили гольф-класса. Среди них стоит отметить Ford Focus (38,9%), Hyundai Elantra (20%), KIA cee'd (9,5%) и Ravon Gentra (6,6%).
Несколько автомобилей попало в сферу нашего внимания не за принадлежность к популярному классу, а за собственные заслуги. Выросли на 11,3% продажи откровенно бюджетного, но в то же время носящего эмблему солидной фирмы седана Volkswagen Polo. Целых 44,2% прибавила KIA Optima, и 35% – Toyota Hilux, отыгравший на сокращении рынка поставщиков пикапов.
Да, посреди всеобщего уныния есть все-таки небольшие оазисы положительной информации, хотя ее, надо признаться, ой как немного.