Естественно, имея на руках итоги первого квартала, сложно надеяться на чудо. А цифры таковы: за январь-март 2016 года автомобильный рынок просел на 16,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Поэтому акцент оптимизма переместился с прогноза будущего на анализ прошлого. Оказывается, авторынок чувствовал себя совсем не так плохо, как мог бы, ибо ему помогали: во-первых, активность производителей и дилеров, во-вторых, программы государственной поддержки (то бишь, пресловутые утилизация и Trade-in); в-третьих, льготные кредитные и лизинговые программы.
Для тех, кто подзабыл хронику пикирующего бомбардировщика, напомним ее этапы. По сравнению с рекордным 2012 годом продажи пассажирских, а также легких и средних коммерческих автомобилей в 2013-м сократились на 5,5% – до 2 777 547 штук. Следующий 2014-й сопровождался падением еще на 10,3% – до 2 491 403 автомобилей. А вот «не то, чтобы совсем провальный» 2015-й обрушил рынок сразу на 35,7%, до жалких 1 601 216 машин!
Что стало причиной обвала одного из наших козырных показателей, которым мы с гордостью пытались мериться с самой Германией? Прежде всего, снижение курса рубля по отношению к евро и доллару, спровоцировавшая (но отнюдь не вызвавшая) стремительный рост цен на автомобили. Одновременно катастрофически упала покупательская способность населения.
За последнее время ни одна из этих причин никуда не исчезла. Курс отечественной валюты по-прежнему низок, а при малейшем намеке на его рост раздаются вопли разного рода экономистов, предупреждающих об опасности «неоправданного укрепления рубля». Понятное дело – наполненность бюджета гораздо важнее наполненности наших с вами карманов. Хотя кому нужна эта наполненность, если все равно рабочие места сокращаются, а зарплаты падают?
Далее, представим невозможное: курс рубля вернулся на докризисный уровень. Если кто-то поверит, что одновременно и с ценами на автомобили восстановится статус-кво, то ему определенно надо обратиться к доктору. В качестве иллюстрации вспомним хотя бы ситуацию, возникшую в начале прошлого года, когда «деревянный» неожиданно воспрял. Автомобильные компании тогда заявили, если мне не изменяет память, что они не будут корректировать прайсы, ибо «им надо восстановить потери от убытков предшествовавшего периода». Все понятно? Тут как с нефтью: она дорожает, бензин тоже. Она дешевеет, бензин все равно дорожает.
Поскольку властей предержащих волнуют совсем иные проблемы, чем нас с вами, то ценовой сговор автопроизводителей так и останется безнаказанным, а локализация производства и далее будет оставаться фикцией. В сумме это необратимо приведет к дальнейшему подорожанию автомобилей, поскольку хитрые маркетинговые акции и государственные программы поддержки коренным образом ситуацию не исправят. И аналитики это учитывают. Если в осторожных прогнозах конца 2015 года говорилось о 5% падения, то сейчас речь ведется о 10–15%, а то и 30%, причем все ставится в зависимость от цены на нефть. Однако как бы не изменялись котировки барреля, моментальной реакции на их колебание не будет, и в текущем году рынок продолжит если не обрушиваться, то планировать, и потеряет где-то 15%. Причем на этом уровне его удержит не стабилизация спроса, а реально достигнутое дно.