Недавно портал «АвтоВзгляд» опубликовал материал о самых опасных японских автомобилях на российском рынке, опираясь на данные отзывных кампаний, проводившихся в последнее время производителями. Представители Toyota не согласились с тем, что в число «победителей» попал их автомобиль, и прислали в редакцию официальное опровержение журналистских «измышлений», которое мы приводим без купюр.
«От лица компании мы бы хотели указать на некорректное использование терминов и искажение фактов в отношении сервисных кампаний, проводимых компанией «Тойота». В первую очередь, мы обращаем внимание автора и читателей на то, что сервисные кампании носят превентивный характер. «Тойота» уделяет особое внимание качеству производимых автомобилей. После продажи компания постоянно оценивает, как автомобили ведут себя в период эксплуатации. Время от времени может возникать вероятность того, что отдельные составляющие или характеристики автомобилей могут не соответствовать установленному техническому регламенту. В таких случаях компания «Тойота» открыто объявляет о проведении сервисной кампании и бесплатно диагностирует и ремонтирует автомобили клиентов.
Во-вторых, мы бы хотели отметить то, что на 6576 автомобилях Toyota Camry, оборудованных двигателем с рабочим объемом 2.0 л., существует вероятность того, что в случае нажатия и отпускания педали акселератора с определенной частотой, клапан рециркуляции отработавших газов (EGR1) может закрываться не полностью из-за некорректного программного обеспечения блока управления двигателем, в результате чего выпускные газы могут постоянно циркулировать в системе EGR, что может привести к нестабильной работе двигателя на холостом ходу и только в крайне редком случае к остановке двигателя во время движения. Ни одного случая, связанного с вышеописанной ситуацией выше, в России зафиксировано не было».
Что ж, не будем спорить с мнением специалистов японской компании, хотя никаких примеров «некорректного использования терминов и искажения фактов в отношении сервисных кампаний» мы в данном тексте не обнаружили. Более того, мы в принципе согласны, что подобного рода акции используются по большей части в качестве информационного повода – чтобы о бренде не забывали. Впрочем, в ряде случаев движущим мотивом вполне может быть и подлинная забота о клиенте. О чем, кстати, также писал портал «АвтоВзгляд».
Однако же, касаясь вопроса легендарной надежности автомобилей Toyota, позволим себе усомниться в том, что она на голову превосходит все остальные марки. Для начала сошлемся на результаты исследований, проведенных аналитическим агентством «Автостат». По его данным, по состоянию на начало 2016 года в России насчитывалось 40 850 000 легковых автомобилей, из которых машины иностранных брендов занимали чуть больше половины, а точнее – 58%. В то же время за этот год наши сограждане и гости страны приобрели для своих «железных коней» с зарубежной родословной компонентов и запасных частей на 834,2 млрд. рублей. Безоговорочное лидерство по продажам запчастей для легковых автомобилей принадлежит Toyota, на долю которой пришлась шестая часть от общей суммы покупок. Владельцы «Тойот» потратили на детали для своих машин 134,3 млрд. рублей!
На первый взгляд может показаться, что это – приговор надежности изделиям японской фирмы. Причем окончательный и обжалованию не подлежащий. Однако дела ее все-таки не настолько плохи. Дело в том, что по просторам нашей Родины бегает 3 544 099 тойотовских автомобилей, что соответствует 15% от всех прижившихся здесь «иномарок». Запчастей же к ним было продано на сумму в 16,1% от общего числа реализованных деталей к машинам зарубежных брендов. И все же, сопоставление двух последних величин никак не подтверждает удивительной надежности «Тойот».
Напротив, они больше напоминают среднюю температуру по больнице, причем с уклоном в сторону чуть большей «ломучести», чем в ординарном случае. Но не будем бежать впереди паровоза и посмотрим, что демонстрируют нам другие лидеры автопарка России. За «Тойотой» по общему числу проданных автомобилей следует другая японская компания – Nissan. На ее долю приходится 8% рынка и 8,5% затраченных на запчасти денег. Пропорция примерно та же, но чуть больше в пользу «Ниссана». За ними следует корейская Hyundai с показателями в 6,6% и 6,1% соответственно. Далее – французский Renault (5,9% и 5,6%) и немецкий Volkswagen (5,7 и 5,5).
Интересно, вы заметили, что обе японских марки требуют от своих владельцев больших затрат, чем корейская и европейские? Конечно, можно сослаться на то, что запчасти у Toyota более дорогие, а плановое техническое обслуживание автомобиля приходится делать чаще, чем остальным. Это действительно так, и для пущей объективности попробуем обратиться к паре рейтингов надежности. Так, недавно «АвтоВзгляд» приводил данные американской J.D. Power and Associates, учитывающей проблемы, с которыми автовладельцы сталкиваются в первые 90 дней после покупки новой машины. Ее эксперты поставили Toyota лишь на четвертое место, а вперед прошли KIA, Porsche и Hyundai.
Авторитетная немецкая «Ассоциация технического контроля», всемирно известная под аббревиатурой TÜV, опубликовала в 2016 году свой очередной отчет по уровню надежности поддержанных автомобилей. Среди двух- и трехлеток первая Toyota встречается лишь на 9 месте – это Yaris. Первую позицию эксперты отдали Mercedes-Benz B-класса, а в число 20 лучших попало всего две тойотовские модели. В компании машин в возрасте 4-5 лет на далекой 12 позиции отыскиваем Avensis, который к тому же единственный в двадцатке; первая здесь – Audi A1. Только среди автомобилей еще более старых Toyota оказывается на второй строчке со своими Prius или Corolla Verso, да и в двадцатке встречается уже от 4 до 7 моделей японского производителя.
Конечно, назвать «Тойоту» маркой, обладающей невеликим ресурсом, не повернется язык – она демонстрирует весьма неплохие результаты по всем статьям. Но, согласитесь – никакого повода для того, чтобы возносить этот бесспорно заслуженный бренд на Олимп в качестве недосягаемого образца надежности особых оснований нет. Подобные перегибы простительны разве что ярым поклонникам марки, а также работникам рекламных и маркетинговых служб.