Данные по выручке автомобильных компаний, приведенные агентством «Автостат», несомненно нуждаются в комментарии, иначе они могут ввести в заблуждение неискушенного читателя. Да, действительно — совокупная выручка всех представленных на рынке России автобрендов снизилась чуть более, чем на полпроцента. Но почему при этом мы забываем, что одновременно на 13,3% рухнули продажи? А ведь это прежде всего означает, что резко снизились производственные, логистические, транспортные и прочие расходы, связанные с процессом изготовления и доставки автомобиля конечному потребителю. Другими словами, автостроители в итоге оказались в несомненном выигрыше.
Но самое интересное даже не это. Сопоставление двух вышеприведенных показателей позволяет сделать вывод, что автомобильные компании с лихвой покрыли свои убытки от падения рынка вовсе не за счет экономии на спичках, а за счет беззастенчивого потрошения наших с вами кошельков. Они просто-напросто взвинтили цены, средний рост которых составил за 10 месяцев 12, 6%, как несложно вычислить, проведя простейшие расчеты.
Лидером осталась Toyota, известная в России как одна из самых дорогих в обслуживании марок массового сегмента. От продажи новых легковушек она получила 167,3 млрд. рублей — на 6,5% больше, чем годом ранее. При этом объем реализации ее продукции — вы не поверите — упал на 4%! Таким образом, японцы переписали свои прайсы на 10,8% в сторону увеличения.
На втором месте, как нам рассказывает «Автостат», расположился Mercedes-Benz. Его выручка составила 163,3 млрд. рублей, увеличившись на 6,4%. Замечательный результат при падении продаж на 12%, не правда ли? То есть, немцы взвинтили расценки на 19%. Это рекорд для пятерки самых успешных компаний, которые мы рассмотрим в нашем обзоре.
Третье место заняла KIA, заработавшая 123,4 млрд. рублей — на 4,3% больше, чем в 2015-м. Сокращение реализации на 9% она компенсировала 13,7-процентным подъемом цен. Далее следует LADA, продемонстрировавшая рост доходов на 10,4% и падение продаж на 5%. Свои проблемы тольяттинцы решили, повысив ценники в среднем на 15,9%.
На закуску остался Hyundai, немного просевший по доходности — на 3,9%, но упавший по продажам больше остальных — на 14%. Автомобили корейской компании, соответственно, подорожали где-то на 9,6%.
Ну и кто молодец? Они-они, наши вечные страдальцы и мученики — опять оказались кругом в шоколаде. Мне могут возразить, что выручка всех брендов приведена в рублях, а отечественная валюта отличается дурным нравом и изменчивостью поведения. Может, бедные автопроизводители таким образом просто пытались компенсировать курсовые потери?
Как бы не так. Доллар с 4 января по 31 октября — за те же 10 месяцев — обвалился на 13,3%. Примерно столько же утратил и евро, привязкой к которому так тяготятся экспортеры и даже (непонятно почему) локализованные производители — 13%. Так что еще и часть маржи, полученной от колебаний курсов, можно смело отнести к доходной части автомобильных компаний.
Результатом откровенного жлобства, демонстрируемого производителями в нашей стране при полном попустительстве профильных министерств и ведомств, стало то, что кризис в отрасли бьет исключительно по населению, значительная часть которого фактически лишилась возможности купить новый автомобиль приличного качества.