Сейчас мало кто помнит, что в первый кризисный 2013 год рынок, дабы не пугать народ, упал поначалу на робкие 5%. Но продажи трех китов немецкого премиума действительно, вопреки тренду, подросли ровнехонько на 13%. 2014 год «порадовал» наших соотечественников провалом уже на 10,3%, в то время как Mercedes-Benz, BMW и Audi отделались совокупно всего лишь тремя процентами. В 2015-м результирующие «минусы» достигли внушительных величин — 35,7% и 20,2% соответственно. Похожая картина наблюдалась по итогам 2016 года: продажи в целом съежились на 16,9%, а большая тройка потеряла 14,3% — опять меньше, чем в среднем по больнице, но разрыв сократился.
Кажется, все предельно ясно — покупатели дорогих машин меньше чем простолюдины зависят от текущей экономической ситуации, поскольку обладают несопоставимо большими финансовыми средствами, чем население в массе своей. Другими словами — пока толстый сохнет, тощий сдохнет. Однако тезис о том, что «настоящий премиум» застрахован от каких либо коллизий и неожиданностей, получил увесистый удар буквально на днях, когда была опубликована очередная порция данных по продажам автомобилей в России.
Первый квартал 2017 года стал первым — извините за тавтологию — с начала кризиса, продемонстрировавшим пусть микроскопический, но рост в целый 1%. А хваленая большая немецкая тройка как будто и не заметила столь яркого события, повергшего поголовно всех оптимистов от авторынка в буйную радость. Ее продажи уныло продолжили снижение — в этот раз на 15,2%. Mercedes-Benz потерял по сравнению с тем же периодом прошлого года 16,1%, BMW — 6,6%, Audi — 26,3%.
Что это — большая инертность, свойственная большей массе? Вполне возможно. Действительно, рассматриваемый сегмент сложнее ввести в пике, но сложнее и поменять тренд с падения на повышение. Однако вряд ли можно исчерпывающим образом объяснить поведение покупателей исключительно с точки зрения механики — существуют и другие причины.
Первая из них лежит на поверхности — это цена. Даже (а может быть, особенно) обеспеченные люди считают свои деньги. Немцы же решили как следует оторваться на русских покупателях во время кризиса. За примерами далеко ходить не надо.
В 2013 году популярный Mercedes-Benz C-класса можно было купить за 1 420 000 рублей. Теперь за него придется выложить как минимум 2 100 000 «деревянных». В докризисные благословенные времена ходовая модификация BMW 320d xDrive стоила 1 575 000 рублей, а ныне — 2 390 000 целковых. Audi A6 подорожала с 1 700 000 до 2 600 000 рублей. Таким образом, в среднем цена всех этих автомобилей подскочила в полтора раза — плюс-минус пара процентов. Конечно, память у наших соотечественников короткая — но не настолько же… Интересуюсь — у многих ли доходы за последние четыре года выросли в полтора раза?
Что еще немаловажно. Раньше люди готовы были платить за бренд. Как же, все знали как Отче наш: Mercedes — потрясающий комфорт, BMW — непревзойденная управляемость. Плюс к тому, настоящее немецкое качество. Правда, про Audi ничего такого известно не было, и, как следствие, она провалилась еще глубже конкурентов — продажи ингольштадтского бренда за последние четыре года упали почти в два раза. Однако мир не стоит на месте, и у корифеев автомобилестроения мало-помалу появились соперники — пусть и не дотягивающие пока до уровня большой тройки, но предлагающие в компенсацию куда более разумные цены.
И эта дилемма — понты или экономия, — встающая перед каждым, кто приходит в автосалон, не всегда, к сожалению, решается в пользу немецкого автопрома. Особенно в свете продолжающегося кризиса.