Первые сообщения об аресте 19 ноября японскими правоохранителями самого Карлоса Гона, человека, которого не нужно представлять никому, кто хоть сколько-нибудь интересуется автомобильным миром, поначалу показалось неким недоразумением. Однако уже через несколько часов стало ясно, что блистательная карьера топ-менеджера в одночасье закатилась. Идеологу и архитектору суперальянса автопроизводителей Renault-Nissan-Mitsubishi-АВТОВАЗ-Daimler-Dongfeng официально предъявили обвинения в уклонении от уплаты налогов.
Центральный офис Nissan выпустил спецсообщение, в котором подтвердил, что Карлос Гон и его ближайший сподвижник — член совета директоров Nissan Грег Келли «сообщали в отчетах по ценным бумагам на Токийской фондовой бирже о размерах компенсации. При этом они указывали суммы, которые были меньше фактических в целях занижения заявленных размеров премий Карлоса Гона».
Кроме того, японские новостные агентства сообщают, что обвиняемый бесплатно использовал элитные резиденции компании Nissan в Нидерландах и трех других странах. И следствие считает, что получение этих привилегий должно было быть задекларировано.
Также, по сообщениям японских СМИ, Гона и его сотоварища подозревают в присвоении части средств, предназначенных для выплаты в качестве поощрения другим топ-менеджерам Nissan. На данный момент уже известно, что по японским законам ему грозит 10 лет тюрьмы и штраф до 10 млн. иен — около 89 000 долларов. Представители Nissan и Mitsubishi уже ясно выразились, что с Гоном им больше не по пути.
В Renault пока ограничились нейтральным отсутствием претензий к Гону. Однако мало кто сомневается, что внезапно ставшего уголовником руководителя попросят на выход и оттуда. Ведь только на новостях об аресте 64-летнего топ-менеджера на Токийской бирже акции Nissan упали на 5,45%, а Mitsubishi — аж на 6,85%. Даже японский биржевой индекс Nikkei 225 отреагировал — снизился на 1,09%. В Париже акции Renault рухнули сразу на 15%.
Неужели столь велика оказалась роль личности в этой автомобильной истории? На самом деле — да, очень велика. По большому счету, Гон был тем «мотором», без которого альянс Renault-Nissan вряд ли бы состоялся. Теперь в этот конгломерат, объединивший в общий «кулак» мощные финансовые ресурсы, производство и технологический потенциал, входят еще и Mitsubishi с АВТОВАЗом. Именно Гон вел дело к все более тесному партнерству этого альянса с Daimler и Dongfeng.
Союз с Daimler, кстати, дал машинам Nissan-Infiniti очень много с точки зрения общего технологического уровня агрегатов. А дружба с Dongfeng открывала широчайшие перспективы бездонного китайского рынка. С уходом Гона все эти проекты оказываются под вопросом. И очень большим вопросом.
Куча аналитиков уже успела предсказать неизбежное в ближайшем будущем если не дробление альянса, то, как минимум, обособление его частей в своих нишах и рынках: «японцы» — у себя, «французы» — у себя. О планах экспансии автоконгломерата на рынок США, вынашиваемых Гоном, также, по мнению наблюдателей, можно забыть.
Возможно, что все так и будет. Однако никто не отменял глобальной тенденции, которая вынуждает автопроизводителей к укрупнениям и слияниям, диктуемым логикой битвы за рынки. Так что рано пока петь реквием по Renault-Nissan и иже сними.
Тем более, что конкретно российский авторынок эта глобальная «буря в автопроме» всерьез вряд ли затронет. Как сообщил порталу «АвтоВзгляд» директор по связям с общественностью Nissan Russia Роман Скользкий, на деятельность компании «Ниссан» в России сложившаяся ситуация никак не отразится.
АВТОВАЗ как контролировался, так и будет контролироваться Renault, значит тут тоже принципиальных изменений не предвидится. Поэтому нам остается, как говорится, «запастись попкорном» и радоваться: в автомобильной отрасли впервые после американского «дизельгейта» произошло хоть что-то по-настоящему интересное, обещающее хоть какие-то заметные изменения. А то однообразные реляции об электромобильных и прочих «зеленых» достижениях автобрендов уже как-то подутомили…