Вы удивитесь, но Россия со своими прошлогодними продажами в 1 800 591 новых машин (+12,8%) стала одним из самых быстрорастущих авторынков, наряду с Бразилией и Южной Кореей. Среди небольших игроков семимильными шагами идут вперед Вьетнам и Тайланд — рост почти 23% и 20% соответственно. Это уже тенденция, которая в первую очередь радует японских автопроизводителей, чья продукция доминирует в этих странах по вполне понятным географическим причинам.
Что касается ключевых западных рынков, то 2018-й оказался весьма успешным в Испании, Франции и Польше (9,8%). Продажи в Северной Европе рухнули по одному сценарию: Британия, Норвегия, Швеция — везде −6,8%. В США и Японии все предельно стабильно — они закончили год с небольшим плюсом, в то время как Китай уже второй год подряд завершает с минусом. Впрочем, здесь не все так радикально, как в Аргентине. Напомним, что одна из ключевых экономик Южной Америки в 2017-м показала едва не самый крупный рост продаж автомобилей в мире — 27%, в 2018-м здесь же произошел, пожалуй, самый крупный обвал.
Посмотрим в инфографике, какие изменения произошли на трех наиболее интересных рынках с точки зрения динамики по отдельным моделям: российском, американском и германском.
РОССИЯ — ВПЕРЕД
Колоссальный рывок на российском рынке совершили японские Honda — 110% и Mitsubishi — 87%, а также китайские Zotye — 192% и FAW –156%. По состоянию на начало года, тенденция роста продаж этих марок сохраняется. Правда, тут надо учитывать чрезвычайно низкую базу в предыдущие годы, когда продажи тех же китайцев стремились к нулю, да и упомянуты японские производители еле держались на плаву.
Что же касается перспектив, то несмотря на замедление темпов автопродаж в стране в начале 2019-го, эксперты сходятся во мнении, что в текущем году мы прибавим к прошлогодним результатам минимум 10%.
ПРАКТИЧНЫЕ АМЕРИКАНЦЫ
Крайне неуспешно 2018-й сложился у Jaguar — продажи упали на 23%. Британский автогигант пополнил ТОП−15 самых невостребованных автомобилей на американском рынке сразу тремя моделями — спорткар F-Type, седаны XF и XJ. Маркетологи компании не учли текущие предпочтения автолюбителей, сделав ставку на совершенно непрактичные модели. Спортивные машины и классические седаны — не то, что сегодня нужно среднестатистическому жителю Штатов.
ГЕРМАНИЯ — ЗА ЯПОНИЮ
Японские модели достаточно уверенно держатся на немецком рынке. Единственное исключение — Nissan. Продажи бренда рухнули на 26%. Была версия о том, что это вызвано ноябрьскими проблемами в токийском офисе, но ситуация больше походит на квинтэссенцию невостребованности. Падение имело место и в 2017-м, теперь это лишь стало очевиднее. По итогам последнего января спад достиг почти 40%. Что же касается других европейских рынков, то особенно интересная ситуация сложилась в Норвегии.
ЭЛЕКТРОМАНИЯ
В Норвегии, не избалованной электрокарами собственного производства, но следующей плану перевести к 2025-му весь автопарк на электродвигатели, резко увеличил продажи Nissan — на 130%! Норвежцы очень активно берут Nissan Leaf, который уже несколько лет подряд продолжает оставаться самым продаваемым электрокаром в мире. Tesla — дорогое удовольствие, поэтому падение спроса, как в январе этого года, неизбежно. Что касается производителя третьей самой востребованной модели с электродвигателем Mitsubishi Outlander P-HEV, здесь сценарий тот же — прирост 267,2%. Словом, опыт Норвегии достаточно интересный. За этим стоит понаблюдать.
Китай также активно наполняет автопарк электрокарами, но пока в связи с большой численностью населения их плотность из расчета на тысячу человек достаточно низкая — всего 1,6 автомобиля. В той же Норвегии эта цифра составляет 55,9.
…А подводя итоги можно сказать, что хотя минувший год был весьма неоднозначным и непростым для большинства автопроизводителей, но цифры свидетельствуют о росте спроса на экологичные модели. Поэтому в ближайшие несколько лет перетасовка позиций на всех рынках будет еще более ощутимой.