Буквы TIR, которые вы видите на грузовике, расшифровываются как Transport International Router. Это система международных автомобильных перевозок, работающая на основе Таможенной конвенции о международной перевозке грузов. Она была утверждена 14 ноября 1975 года в Женеве для упрощения административных формальностей при международных автомобильных перевозках.
Иначе говоря, для таких машин предусмотрен упрощенный налоговый режим. При этом кроме наклейки TIR у водителя есть и специальные документы. Сейчас эта система действует в 57 государствах, в том числе России и странах СНГ.
Если объяснять в двух словах, то система работает следующим образом: перевозчикам выдают документы строгого учета — так называемые книжки МДП. В России этим занимается Ассоциация международных автоперевозчиков (АСМАП).
Таможня в стране загрузки пломбирует грузовой отсек фуры и оформляет книжку МДП: она позволяет пересекать границы и передвигаться по странам без уплаты пошлин. Затем на грузовике размещается наклейка TIR. По ней можно понять, что машина идет с таможенным грузом. Снимают пломбу уже на таможне в стране назначения. Это сокращает простои фур на границах — очень удобно.
Однако не надо думать, что грузовики, входящие в систему Transport International Router, не досматривают на пограничных пунктах. Проверки все равно есть, ведь риск провоза контрабанды, а так же наркотических веществ или оружия существует. Да и в каждой стране действует свое таможенное законодательство.
По сути, все, что дает TIR — это возможность пересекать границу страны без уплаты пошлин непосредственно в самом пограничном пункте пропуска. При этом пошлину все равно придется заплатить. Однако все финансовые операции в этом случае проводит не водитель грузовика, а сотрудники компании-перевозчика.