Всерьез думать о продажах Tesla в России он не собирался. Поэтому у нас получилось, как с iPhone — официальных продаж нет, а iPhone — есть. Купив всей страной полмиллиона iPhone, мы все же обратили на себя внимание производителя и получили легальные поставки, сервис и гарантии. С автомобилями сопоставимый путь проделала Infiniti. Нам так понравился FX-35, что мы бросились за ним в Америку и привезли, сколько влезло на пароходы. Тем самым разбудив японцев, расширивших от удивления глаза. Увидев масштаб потребления, с опозданием в целую вечность, бренд Infiniti зашел в Россию, и теперь с завистью смотрит на Acura, проспавших вход, но не проспавших выход и вовремя спрятавшихся обратно в Америке.
Илон Маск допустил возможность официального присутствия Tesla у нас: «Думаю, мы скоро будем присутствовать в России. Я думаю, это будет потрясающе». Для чего не потребуется ничего особенного, кроме давно выученного: «откат», «взятка», «на лапу».
Строить шоу-румы, сервисные центры, обзаводиться менеджерами в галстуках не придется. Это вполовину облегчает задачу. Хотя сертификация, доставка, растаможка неизбежны. Но и они решаются привычно: «откат», «взятка», «на лапу»…
Поскольку Минэкономики России сформировало концепцию развития электротранспорта на 418 миллиардов рублей, предусмотрев запрет иномарок, и уравновесив его промсборкой и локализацией, разговоры о заводе Tesla в России тоже выглядят объяснимо. «Потенциально мы рассматриваем Россию», — заявил на днях г-н Маск. Минэкономики только радо — появляется перспектива нагнуть не только отечественные заводы, но и главного любимца Фейсбука.
Неплохо разбираясь в устройстве русской жизни, Илон Маск заранее знает, что обобран будет неоднократно и по максимуму. Но наши стратегии рассчитаны на один, иногда на два шага. Стратег Илон Маск продумывает свои действия на десять–пятнадцать ходов вперед. Следовательно, перспективы быть обворованным в России воспринимается им, как незначительные и относятся к категории восполнимых издержек. Нам бы такую веру в Россию, как у Илона Маска.