Его не было в планах. Но в 1941 году от немцев надо было спрятать московский завод ЗиС, вывезя оборудование подальше. Желательно, чтобы запустить и организовать какое-либо производство. ЗиС тогда повезли по всей стране, часть оборудования доставив в Миасс, а часть в Ульяновск.
Собирать из привозных комплектующих грузовики ЗиС-5В на временной производственной площадке начали в мае 1942 года. Идея не возвращать станки в Москву, а сделать в Ульяновске завод, оформилась летом 1943 года. Но и тогда завода не получилось, поскольку все компетенции остались в Москве и в Ульяновске было некому работать ни над новой машиной, ни над самим заводом.
И вместо предписанной к будущему производству модели дизельного грузовика УльЗиС-253, в конце 1944 года производственная площадка перешла на сборку грузовиков ГАЗ-ММ. Закончилась история временной площадки в 1951 году, когда за ненадобностью ее передали министерству радиопромышленности, прекратив сборку автомобилей. Именно тогда и надо было ставить точку в истории временного Ульяновского завода. 10 лет вполне достаточно и для фронта, и для победы, и для истории.
Искусственное дыхание подключили к УАЗу в 1954 году, вернув его министерству автомобильной промышленности и тем самым продлив мучительную жизнь на десятки лет. Стать самостоятельным заводом со своей конструкторской школой УАЗ не смог.
Начавшись филиалом ЗиСа, он навсегда стал тенью ГАЗа. За 80 лет существования с 1941 по 2021 год завод сделал три модели: 452, 469 и «Патриот».
Теперь на УАЗ вроде идут китайцы Great Wall, возвращая предприятие в привычное состояние, когда на завод привозят ящики с чужим и просят собрать, чтоб ездило.