Гендиректор «Соллерс Авто» Николай Соболев и глава Минпромторга Денис Мантуров в рамках Восточного экономического форума с помпой подписали соглашение, открывающее дорогу к выпуску новых моделей «коммерческих» иномарок под брендом «Соллерс». Это событие не заслуживало бы столь пристального внимания, если не сенсационно короткие сроки планируемого запуска производства.
Соболев с Мантуровым чуть ли не хором пообещали, что это случится до конца 2022 года! Мол, «все на мази» и суммарные инвестиции в проект, развернутый на предприятии «Соллерс» в Алабуге, ожидаются на уровне чуть ли не в 10 млрд. рублей. По некоторым данным, мощность будущего производства составит 86 000 машин в год. Для справки заметим, что в 2021 году российское СП «Соллерса» и Ford выпустило всего 21 000 Transit.
В официальном сообщении утверждается, что в России со временем наладят производство дизельных двигателей, штамповка кузовных деталей, выпуск ключевых электронных модулей, элементов шасси и изделий из пластика.
Большая часть локализационной программы будет реализована на базе уже существующих, а также создаваемых предприятий-поставщиков на территории особой экономической зоны «Алабуга». На данный момент представители завода и прочие "фициальные лица' не раскрывают каких-либо данных о конкретных моделях, которые планируется собирать под маркой «Соллерс». Они лишь ограничиваются заявлениями о том, что к выпуску планируются автомобили полной массой от 2,5 до 4,5 тонн — бескапотная и полукапотная машины.
– Запустить производство двух новых коммерческих платформ до конца 2022 года на базе мощностей «Соллерс» вполне реально. Тем более, что сейчас подобные проекты важны с точки зрения политической, — считает автоэксперт Александр Пикуленко.
По его словам, задача быстрой организации сборки заметно упрощается, благодаря давними партнерскими связями «Соллерс Авто» с японской Isuzu и китайской JAC.
– Комплектующие в Татарстан можно ввозить через казахстанский канал. А также привлекать в качестве поставщиков, помимо прочих контрагентов, еще и иранские компании, — пояснил г-н Пикуленко.
Подобная версия вполне имеет право на жизнь. В качестве кандидатов на постановку на сборочные линии «Соллерс Авто» практически безальтернативно напрашиваются две модели. Прежде всего, это малотоннажный Isuzu Elf. Он четко укладывается в 4,5-тонный критерий. И у него бескапотная компановка — двигатель расположен под кабиной.
Вторым претендентом на российскую локализацию с большой долей вероятности видится JAC N25. Это машина полной массой до 2,5 тонн с полукапотной компановкой. И внешне, и по своим техническим характеристикам она очень похожа на широко распространенный в России малотоннажный грузовичок Hyundai Porter. Кроме того, речь вполне может идти об еще одной китайской модели — JAC Sunray (прямой конкурент Ford Transit). Он выпускается как в варианте цельнометаллического фургона, так и в пассажирской 15-местной модификации. Правда, смущает, что снаряженная масса машины — 2,9 тонны. Что явно не соответствует упомянутым выше 2,5 и 4,5 тоннам будущих ТС марки «Соллерс».
Заметим, что на отечественном рынке и Isuzu Elf, и JAC N25 до последнего времени были представлены преимущественно в вариантах бортовых грузовиков и шасси для установки спецоборудования — тех же подъемников, фургонов и рефрижераторов. Не исключено, что со временем, превратившись в «Соллерсы», модели получат и кузова типа цельнометаллический фургон, а также пассажирские модификации. Что позволит им полноценно конкурировать с горьковскими «Газелями».